| Дэвид Файн
Дэвид Файн

Израилю нужна другая избирательная система

Продолжительный политический кризис в Израиле ясно показал необходимость реформы избирательной системы.

Альберт Эйнштейн однажды сказал: «В разгар каждого кризиса открываются прекрасные возможности».

Хотя новое правительство сейчас сосредоточилось на борьбе с коронавирусом, необходимо думать о будущем. Недавний политический кризис вновь подтвердил, что необходимо менять избирательную и политическую систему, которая так легко приводит к параличу власти.

Форма пропорционального представительства, которую использует Израиль, имела смысл при формировании государства и в первые годы его существования. Было много разных и разрозненных сообществ, которые требовали представительства: левые и правые, светские, религиозные и ультраортодоксальные, арабские, а также разные потоки внутри этих групп.

Пропорциональное представительство означало, что каждая группа была заинтересована в успехе еврейского государства и избирала руководителей, с помощью которых можно было действовать.

Но сейчас такая система душит управляемость и стабильность. В истории государства только три правительства смогли продержаться весь предусмотренный законом четырехлетний срок. За 72 года, прошедшие с момента основания государства, у нас было 34 правительства, то есть в среднем одно правительство функционирует чуть больше двух лет.

С практической точки зрения это означает, что мало стабильности, не хватает времени для принятия долгосрочной политики в критически важных областях, и в центре внимания руководства находится обеспечение устойчивости правительственной коалиции, а не концентрация на нуждах нации.

Кроме того, в Израиле отсутствует принцип, который является основой многих демократий во всем мире: прямо избранный и, следовательно, полностью подотчетный представитель.

В большинстве англоязычных стран политические системы основаны на представительной демократии по принципу выборных должностных лиц, представляющих определенную группу людей. Обычно эти группы определяются по географическому принципу. Это гарантирует, что у каждого гражданина есть непосредственно избранный представитель, к которому можно обратиться и который должен отчитаться. Политическая система Израиля основана на пропорциональном представительстве по партийным спискам, которое, возможно, является более представительным, но гораздо хуже обеспечивающим подотчетность депутатов перед избирателями.

Израилю крайне необходимо реформировать свою политическую систему, чтобы найти необходимый баланс в поддержании высокого уровня представительства, где каждая группа представлена ​​пропорционально, но с большей подотчетностью, прямым представительством и большей управляемостью.

Государство Израиль может принять смешанную избирательную систему пропорционального представительства, используемую в таких странах, как Германия и Новая Зеландия, что означает, что избиратель будет опускать два бюллетеня: один для представителя по одномандатному избирательному округу, а другой для представителя партийного списка. Затем эти цифры корректируются, чтобы гарантировать, что конкретная партия получает количество мест, пропорциональное ее общему количеству.

Это будет означать, что каждое сообщество или избирательный блок останутся одинаковыми по размеру, но каждый член Кнессета будет представлять определенную региональную зону и будет непосредственно подотчетен избирателям в этом округе. Граждане могут проголосовать за понравившегося им местного представителя и за политическую партию, которая им идеологически близка.

Минимальный порог голосования по-прежнему требуется, но необходимо поднять его с нынешних 3,25%. Повышение необходимо, чтобы правительство формировалось из меньшего числа партий. У премьер-министра будет больше власти и времени, чтобы управлять страной, а не разбираться в интригах внутри коалиции.

В основе многих наших национальных проблем, будь то безопасность, здравоохранение, дипломатия или экономика, лежит система, которая больше не работает. Наша политическая система движется к параличу, и последние два года — это лишь слабое предвестие грядущих событий. Нам нужно внести необходимые изменения сейчас, пока не стало слишком поздно. Надеюсь, что недавний кризис смог убедить тех, кто принимает решения: это возможность, которую мы не можем упустить.

Jerusalem Post, перевод Аснат Эстриной

Похожие статьи