Когда я работал в маленькой психиатрической больнице… ах, простите, это — Андрей Бильжо. Когда я на заре своей жизни в Израиле работал в маленьком порнографическом журнале, иногда у меня возникали сложности с придумыванием заголовка к очередной пикантной истории. И на этот случай у меня была универсальная заготовка: «… не скучно». Надо было только вместо многоточий подставить место действия – в бане, на яхте, в самолете… И заголовок готов.
К чему этот «мемуар»? Вот ко всему происходящему в нашей стране можно поставить универсальный заголовок «В Израиле не скучно». Только отшумели многомесячные страсти по формированию правительства, только потихоньку сходят на нет (дай-то бог!) яростные дискуссии коронаалармистов с коронаскептиками. А нас уже захватила и понесла новая волна – «В суде не скучно!»
В Иерусалимском окружном суде с ритуального мероприятия начался процесс над главой правительства Израиля Биньямином Нетаниягу. Впервые в Израиле на скамье подсудимых оказался действующий глава правительства (бывший уже бывал!). Это уже достаточный повод для круглосуточного шоу на телеэкранах и в прочих СМИ.
Весь Израиль раскололся на два лагеря – дрейфусаров и антидрейфусаров… тьфу, опять оговорился! На тех, кто считает, что Нетаниягу коррупционер и «вор должен сидеть в тюрьме», и тех, кто считает, что благородного рыцаря хочет засудить клика «левотни». Я же, постараюсь воспарить над полем битвы и обозреть ее с высоты журналистского полета. Признаюсь сразу: мне Нетаниягу глубоко несимпатичен, но я не рискну пока обвинять его во вменяемых ему преступлениях. В конце концов, именно для того, чтобы разобраться в обвинениях и существует суд. Тем более, что я, как, впрочем, и весь израильский народ, не читал всех материалов дел, и мои познания ограничиваются тем, что сливали в СМИ из полиции и прокуратуры и говорили адвокаты и сам Нетаниягу. Думаю, вся эта информация — даже не вершина, а бугорок на айсберге, и стороны еще многое припасли для решающих схваток. И, разумеется, я даже не собираюсь гадать, «чем сердце успокоится». На самом деле – отношение к делам Нетаниягу – это вопрос веры. А вера, как известно, не нуждается в доказательствах. А я следую принципу Декарта: «Подвергай всё сомнению».
Конечно, хотелось бы, чтобы Нетаниягу смиренно доверил себя израильскому суду – «самому справедливому в мире». Кавычки здесь не потому, что это ирония, а просто цитата из известного фильма. Но доверие к суду со стороны обвиняемых, увы, не в израильской традиции. Да и не в израильской тоже. Я помню пляски многотысячной толпы сторонников Арье Дери у тюрьмы Маасиягу в Рамле: «Ху закай! Ху закай! Ху закай!» (Он невиновен). Ольмерт тоже настаивал на своей невиновности и говорил о преследовании. Экс-президент Моше Кацав настаивал на том, что его, невинного, травит элита (ох, уж эта элита!») из-за его восточного происхождения.
И каждый из них был Дрейфусом местного розлива.
Но Нетаниягу несравненно более блистательный пиарщик, чем его незадачливые предшественники по залам суда. Он, можно сказать, король пиара! Причем, цинизм Биби, как всегда, зашкаливает. Например, как вам такой креативный ход: перед началом суда Биби встретился со стариками, пережившими Катастрофу. Казалось бы, при чем Холокост к сомнительным отношениям Нетаниягу с владельцем компании «Безек»? Что, Нетаниягу судят за то, что он еврей? 1200 стариков подписали письмо в поддержку главы правительства. И что, хоть один из этих стариков прочитал материалы дела? Или они судят, как герой анекдота, которому Рабинович напел Карузо? Мало того, несмотря на то, что эти много пережившие люди находятся в «группе коронариска», часть этих стариков приехала (точнее, привезена) в Иерусалим на трех автобусах, чтобы лично засвидетельствовать свою стариковскую поддержку перед телекамерами. Великий артист Нетаниягу аж прослезился. От сюрприза, наверное (на всякий случай замечу, что это — сарказм).
Ох уж, бедный Альфред Дрейфус! Французский еврей-служака и не подозревал, что даже спустя более века он будет такой «эталонной жертвой». Дрейфусом у нас был и воришка Дери, и взяточник Ольмерт, и насильник Кацав. Даже «герой», пристреливший обездвиженного террориста Эльор Азария проходил «по разряду» невинно осужденного Дрейфуса. Теперь вот настала очередь Нетаниягу.
Ну, вот, скажите, что общего между простым офицером-евреем, осужденным на основании фальшивых документов, против которого была настроена вся армия и почти вся страна, и всесильным главой правительства, за спиной которого, подпирая его, клином выстроилось более десятка министров-однопартийцев. Этот очередной «Дрейфус» в прямом эфире на всю страну обличал всю систему правосудия – начиная с полиции, продолжая прокуратурой и заканчивая юридическим советником правительства. Впрочем, еще не заканчивая. Подозреваю, что дойдет дело и до судей.
Тот еще Дрейфус! Он, скорее, Золя. Его выступление перед началом суда было выдержано в стиле знаменитого письма великого французского писателя: «Я обвиняю!». Я не собираюсь цитировать эту блестящую речь, построенную по самым высоким стандартам ораторского искусства. Это то, что Нетаниягу умеет лучше всего прочего. Желающие могут найти ее на многих сайтах, благо пресс-служба «Ликуда» озаботилась разослать ее всем СМИ.
В этой речи Биби говорит, что дело сфабриковали полиция и прокуратура вкупе с левыми журналистами. Да-да, опять виновата левая пресса. В день суда я внимательно смотрел все новостные программы ведущих телеканалов страны. На всех каналах просто с аптекарской скрупулезностью был соблюден нейтральный тон. Только информация. А в обсуждениях были представлены и политики «Ликуда», например, Мики Зоар, и политики от оппозиции, и журналисты левых и правых взглядов.
Министр внутренней безопасности (то есть, в сущности, министр полиции) и экс-министр юстиции, фактически одобрил нападки главы правительства на вверенных ему полицейских. Он заявил, что под судом «весь правый лагерь». То есть, Нетаниягу – это весь правый лагерь? Даже во время суда над Дрейфусом никто не поднимал судилища над офицером до уровня суда над всем еврейством.
Полагаю, если будут поданы обвинения против Лицмана за содействие укрывающейся от правосудия педофилки, это будет тоже представлено общественности как суд над всем правым лагерем, или, по крайней мере, над всем ультраортодоксальным сектором.
Подстать министрам и некоторые правые публицисты: «Процесс воспринимается подавляющей частью общества не как уголовное разбирательство, а как решающая битва на войне элит за господство, за реальную и идеологическую власть в стране». Так вопрос о том, хорошо ли получать подарки дорогими сигарами и шампанским, вырастает до уровня битвы Гога и Магога у подножья горы Меггидо. Это могло бы быть смешным, если бы это не было столь опасно.
В день открытия суда у стен здания бушевали страсти: с одной стороны буйствовали сторонники Биби, с другой – его противники. Их разделяла полиция. Это нормально. Это легитимно. Народ имеет право высказать свое мнение, даже если оппоненты считают его ошибочным. Ненормально другое. Призывы к насилию в отношении прокуроров, юридического советника правительства и журналистов (поименно), раздававшиеся из толпы сторонников главы правительства. Ненормально то, что к прокурорам и юридическому советнику правительства из-за угроз приставлена охрана.
Среди многочисленных министерских комиссий нового правительства появилась новая — удивительная: по национальному примирению. За время перманентных выборов политические оппоненты наглотались «озверину». Уровень ненависти в стране зашкаливает. Я не знаю, вошли ли в эту комиссию Охана и Регев. Но то, что говорят они, что говорят другие министры и депутаты от «Ликуда», да и сам Нетаниягу, отнюдь не способствует примирению. Когда «волю народа» ставят выше закона – это опасно.
Но до окончательного решения суда пройдет еще несколько лет. Неужели все эти годы мы будем в состоянии «холодной гражданской войны», несмотря на все символические комиссии по примирению?