Финансист, еврей и либеральный меценат Джордж Сорос снова оказался под прицелом теории заговора, носящей его имя. Однако последствия критики Сороса со стороны левых и правых гораздо шире и разрушительнее, чем может показаться на первый взгляд.
«Стоит ли Джордж Сорос за войной с гидроксихлорохином?» — так озаглавлена статья на сайте новостного издания Breaking Israel News, вышедшая на этой неделе. В статье говорится, что американский меценат-миллионер Джордж Сорос, родившийся в Венгрии, собирается извлечь из пандемии коронавируса выгоду как в финансовом, так и в политическом плане, подрывая деятельность президента Дональда Трампа.
Президент США настаивал на использовании гидроксихлорохина в качестве противоядия и профилактической меры против коронавируса. Кроме того, на прошлой неделе он объявил, что принимает гидроксихлорохин сам.
«Небольшое исследование темы выявило некоторые связи, свидетельствующие о том, что война средств массовой информации против гидроксихлорохина могла быть инициирована заинтересованной в этом стороной», — говорится в статье.
На самом же деле не существует никакой войны с гидроксихлорохином, а есть лишь множество предостережений о его серьезных побочных эффектах, включая высокий риск возникновения проблем с сердцем и даже летального исхода. Всемирная организация здравоохранения прекратила клинические испытания препарата, в то время как Франция запретила его использование в рамках лечения от коронавируса, ссылаясь на соображения безопасности пациентов.
Издание Breaking News Israel далеко не одиноко в своем обвинении Сороса во всех бедах: теория заговора, согласно которой он стоит за пандемией коронавируса, сегодня повсюду — от ультраправых протрамповских публикаций в социальных сетях до статей на таких новостных платформах, как Gateway Pundit и One America Network.
Как следует понимать эту последнюю версию легендарной антисоросовской клеветнической кампании, которая неизменно изображает его как главного героя всемирной теории заговора?
Очевидно, что теория заговора с гидроксихлорохином имеет нечто общее с другими теориями заговора, связанными с его личностью.
В это же время главная цель этой теории — сам Сорос как финансист, еврей и меценат. Для создателей теорий заговора, популярных влиятельных политиков и обозревателей его имя стало нарицательным по отношению к любому оппозиционному мировоззрению. Таким образом, заговоры против Сороса также выступают в роли инструмента для лишения оппозиции права на существование.
При этом сам Сорос, конечно, самая очевидная цель этих теорий.
Сегодня, в то время как протестующие в США выходят на демонстрации против жестокости полиции, в Twitter имя Джорджа Сороса упоминается все чаще. Так, правые утверждают, что люди собираются на улицах не ради того, чтобы выразить искреннюю скорбь и гнев по поводу продолжающихся убийств чернокожих американцев полицией, а потому что так сказал им сделать Сорос. Более того, некоторые известные консерваторы заявляют, что Сорос должен быть арестован.
Так или иначе, в своих заявлениях они совсем не оригинальны. Еще в 2018 году, перед выборами в Конгресс США, Сорос был также обвинен во всех бедах: от протестов против кандидата в Верховный суд Бретта Кавано до потока мигрантов, угрожающего «вторгнуться» на южную границу Америки.
В том же году Сесар Сайок отправил по почте Соросу, а также другим высокопоставленным и либерально настроенным политикам пакет с трубчатой бомбой. Аккаунты Сайока в социальных сетях были полны антисемитских и протрамповских шуток, в одной из которых Сорос был назван «иудо-плутократическим большевистским сионистом». Что касается миграционного обвинения, стрелок синагоги в Питтсбурге утверждал, что Сорос тайно стоял за караваном мигрантов в США в 2018 году. Стрелок убил 11 молящихся евреев, которых он обвинял в участии в миграционном заговоре.
В том же году, ссылаясь на «все более репрессивную политическую и правовую среду в Венгрии», фонд Сороса «Открытое общество» объявил, что его штаб-квартира будет перемещена из Будапешта в Берлин. Очевидно, что сам Джордж Сорос является ключевой фигурой теорий заговора вокруг него, они напрямую влияют на финансиста и его благотворительную деятельность.
Однако Сорос, чье состояние оценивается в 8,3 миллиарда долларов США, — не единственная жертва этих теорий. Многие другие, чье состояние далеко от шестизначных цифр, также попали под прицел теорий заговора Сороса.
Возьмем пример гидроксихлорохина: от него пострадал далеко не один Сорос. Теория вокруг гидроксихлорохина также была попыткой делегитимизировать саму науку и при этом усилить правую политическую силу.
Создание теорий заговора вокруг личности Сороса является намеренной тактикой смещения внимания с десятков тысяч скончавшихся от коронавируса в США. Это не что иное как очередной спасательный маневр президента, который сначала отказывался воспринимать вирус всерьез, а теперь рекомендует выпить чудо-таблетку, которая может убить.
Еще в 2018 году газета New York Post зацепилась за «общую связь с Соросом» двух женщин, которые противостояли судебному решению тогдашнего сенатора Джеффа Флейка, признавшего невиновным Бретта Кавано, который обвинялся в попытке сексуального посягательства. Заголовок в газете гласил: «Посмотрите, кто в действительности стоял за сценой в лифте с Джеффом Флэйком», подразумевая, что Сорос подтолкнул двух женщин противостоять сенатору.
И в самом деле, центр, в котором работали женщины, спонсировался Фондом Сороса. Однако заявление о том, что Сорос стоял за этой конкретной ситуацией в суде и протестами в целом, не только ложно, но и оскорбительно для значительного числа людей, некоторые из которых сами пережили сексуальное насилие. Нет совершенно ничего странного в том, что женщины добровольно решили выступить против снятия обвинений с Кавано. Попытка приписать Сороса к этому была более чем оскорбительной; это было неправомерно.
То же самое относится и к безосновательной атаке Рудольфа Джулиани на Сороса в конце прошлого года. Обвинив мецената в контроле над американскими дипломатами, Джулиани заявил: «Едва ли можно назвать Сороса евреем. Во мне и то больше еврейского, чем в Соросе. Он не ходит в синагогу, не поддерживает Израиль. Сорос — враг Израиля. Он ужасный человек». Джулиани ловко указал на еврейское происхождение Сороса, за что ультраправые были очень признательны, но он также использовал имя мецената, чтобы подорвать и снизить число американских евреев, голосующих за демократов (80 % американских евреев в 2018 году).
Не случайно за несколько месяцев до этого Дональд Трамп использовал эту же тактику, пытаясь обуздать и унизить своих еврейских политических оппонентов. Так, он заявил, что отдать голос за демократа означает «быть неверным еврейскому народу и Израилю».
Однако США — далеко не единственная страна, выдвигающая теории заговора против Сороса и вытесняющая на обочину людей, которые поддерживают его благотворительную деятельность.
Так, венгерский парламент, который уже принял закон «Остановим Сороса», криминализирующий помощь нелегальным иммигрантам, недавно одобрил поправку (якобы из-за пандемии коронавируса), наделяющую премьер-министра Виктора Орбана неограниченной властью. По государственному радио Орбан заявил, что критикующие этот шаг являются частью сети, возглавляемой Соросом, чьи щупальца проникли глубоко в брюссельское бюро.
Подобно предыдущим атакам Орбана на Сороса, от этой теории заговора с заявлениями президента о еврейском финансисте, контролирующем политиков во всем мире, отдает антисемитизмом. Кроме того, эта теория позволяет подвергать сомнению любую критику захвата Орбаном парламентской власти.
Между прочим, именно в Будапеште сын премьер-министра Израиля Яир Нетаньяху заявил, что «радикальные» организации Сороса с неограниченным бюджетом «уничтожают Израиль изнутри, работая день и ночь, чтобы лишить страну ее еврейской идентичности».
Это осознанное оскорбление, направленное против Сороса. Но что еще более важно, речь идет о смещении внимания с помощи Фонда Сороса в Израиле и на палестинских территориях, включающей в себя предоставление стипендий палестинским студентам на Западном берегу и в секторе Газа, а также финансирование правозащитных групп, использующих судебную систему для борьбы с дискриминацией. Если считается, что деятельность Сороса приносит только вред, означает ли это, что палестинские студенты и израильские активисты также вредны?
И хотя обвинением Сороса в инакомыслии славится правое крыло, левые политики также не обходят «тренд» стороной.
Так, например, заявив на шоу The Jimmy Dore Show о том, что Сорос финансирует смену режима в Венесуэле и Гонконге, журналист Макс Блюменталь свел протестующих к роли простых пешек.
Тысячи людей в Гонконге выходят на улицы в знак протеста против законов о национальной безопасности, введенных Пекином. Сказать, что они марионетки Сороса, значит лишить их способности и желания думать, выбирать и принимать сторону в конфликте. Это также оправдывает и узаконивает авторитарные режимы, против которых они протестуют.
Теории заговора о Джордже Соросе, какими бы вездесущими они ни были, должны быть оспорены, и не только потому, что они на самом деле неверны и что это несправедливо по отношению к одному человеку. Они также несправедливы по отношению ко многим мужчинам и женщинам, которых эти теории заговора унижают, делегитимизируют и еще сильнее смещают на второй план.
Эти теории не только о набирающей обороты слепой приверженности в политике, но и о попытке лишить политической свободы действий тех, кто придерживается других взглядов.
Те, кто строят теории заговора вокруг Джорджа Сороса, хорошо знают об их враждебной силе. Остальным из нас также необходимо знать об этом.
Haaretz, перевод Любови Горчаковой