| Дэвид Горовиц
Дэвид Горовиц

Аннексия сейчас: что собирается делать Нетаньяху?

Почему этот самый дальновидный политик так полон решимости в одностороннем порядке распространить израильский суверенитет на территории на Западном берегу, несмотря на очевидные негативные последствия данного шага?

Всякий раз, когда критики Израиля по всему миру с нетерпением ждут быстрого развития событий после того или иного шага еврейского государства, это становится плохой новостью для Израиля. В таких случаях Иран не может поверить в свою удачу, а движение BDS начинает чувствовать попутный ветер.

Это то, что происходит сейчас, когда премьер-министр Б.Нетаньяху постоянно говорит о своем намерении аннексировать до 30 процентов спорных территорий на Западном берегу, таким образом распространив израильский суверенитет на территорию всех поселений и Иорданскую долину. Данный процесс начнется с одобрения американской администрации с 1 июля. Отметим, что сама процедура называется не «аннексия», а «распространение израильского суверенитета и / или законодательства на территорию, на которую у Израиля есть историческое право».

До сих пор окончательно неясно, что собирается аннексировать Нетаньяху: распространит ли он израильский суверенитет на все части Западного берега, которые должны отойти ему в соответствии с американским планом «Процветание в обмен на мир», опубликованным в январе. Или он сначала сосредоточит внимание на 132 поселениях, а затем аннексирует Иорданскую долину, как он обещал главам израильских поселений? Или же Нетаньяху сначала аннексирует крупные поселенческие блоки – Гуш-Эцион, Маале-Адумим, Ариэль – как то утверждали израильские политики?

Также неясная позиция США в отношении аннексии, которая идет вразрез с главным посылом мирного плана Д.Трампа, которого так долго ждал весь мир. Советник президента США (и его зять) Джаред Кушнер осадил Нетаньяху, когда тот через несколько дней после публикации сделки заявил о начале процесса аннексии, отметив, что сначала совместная группа должна определить точные границы государств, а в Израиле – появиться стабильное правительство.

Сегодня в Израиле есть функционирующее правительство, но работа на местности еще не завершена, а американская администрация, занятая подавлением антирасистских волнений и борьбой с пандемией COVID-19, несколько отстранилась от решения палестинской проблемы, переложив всю полноту ответственности на Израиль, отметив, что границы должны обсуждаться с палестинцами.

Со своей стороны, палестинцы полностью отвергли план Трампа и во вторник дали понять, что они согласны на предложение «ближневосточного квартета» (США – Россия – ЕС – ООН), которые предлагают создать демилитаризированное палестинское государство по всей территории Западного берега с возможным обменом территориями.

Что вызывает больше всего вопросов, так это то, почему Нетаньяху, после 14 лет тихого расширения израильского присутствия на Западном берегу, не раздражая мировое сообщество аннексией, сейчас так одержим этой идеей, в то время, когда она может спровоцировать волну насилия. Она также поставит под угрозу жизненно важное для Израиля мирное соглашение с Иорданией, сведет на нет потепление отношений с некоторыми арабскими странами и заставит международное сообщества перейти от угроз к действиям.

Его энтузиазм только набрал обороты в ходе трехэтапных выборов, когда он делал все, чтобы забрать голоса поселенцев у правых партий в пользу «Ликуда». Но далеко не все поселенцы поддерживают Нетаньяху и считают план Трампа приемлемым, так как он предусматривает создание палестинского государства и угрожает некоторым поселениям, которые могут оказаться анклавами на палестинской территории.

Международное сообщество также выступило против односторонних действий на Западном берегу, а министр иностранных дел Германии Хайко Маас, один из главных сторонников Израиля, прибыл в Иерусалим с просьбой не аннексировать территории. Даже признание со стороны США может быть отозвано следующим президентом от Демократической партии, катализатором дальнейшего ухудшения отношений с которой станет аннексия. Большинство евреев диаспоры также против аннексии, другие же чувствуют некий дискомфорт из-за данного решения.

Нетаньяху считает, что у Израиля есть уникальная возможность закрепить свое законное историческое право на территории Иудеи и Самарии.

Но попытка сделать это в одностороннем порядке может привести к негативным последствиям: большая часть мирового сообщества признает существующее израильское присутствие на Западном берегу как временное явление, а будущее палестинского государства они предлагают решить в ходе прямых переговоров между двумя сторонами – чего всегда добивался Израиль. И большая часть стран мира признает, что к аннексии привело нежелание палестинцев вести переговоры с Израилем. Если аннексия будет осуществлена, то она выставит Израиль в негативном свете в качестве стороны конфликта, которая меняет факты на местах, а вопрос его присутствия на территориях будет находиться на повестке дня во всех международных организациях. Более того, вырастет число стран, признающих провозглашенное ПНА Государство Палестина.

В то время как друзья Израиля, такие как Маас, призывают Иерусалим передумать, критики Израиля во всем мире уже готовы заявить, что аннексия территорий на Западном берегу является актом апартеида, и призвать к жесткому ответу. Нетаньяху сам подлил масло в огонь, заявив, что палестинцы, которые будут проживать в израильской части, не получат израильское гражданство, а будут жить в палестинских анклавах, находящихся под полным военным контролем израильтян.

Почему же самый дальновидный израильский политик так решителен в своем намерении двигаться вперед?

Новый лидер израильской оппозиции ЯирЛапид заявил, что «это все фарс», давая понять, что в итоге ничего не произойдет. Бывший союзник Нетаньяху, Нафтали Бенет, примкнувший к оппозиции, заявил: «Когда Нетаньяху постоянно заявляет о своем намерении что-то сделать, я понимаю, что он это не сделает».

Однако премьер-министр снова и снова заявляет о своем намерении. Конечно, он всегда найдет способ отменить свое решение, например, сославшись на трудности, с которыми сталкивается Трамп, но пока что он это не делает.

А что если Нетаньяху действительно решил, что его наследие – это воссоединить современный Израиль с его библейской землей? Возможно. Если не учитывать то, что палестино-израильский конфликт так и останется нерешенным, а декларативный шаг Израиля не получит поддержки международного сообщества. Ведь признание Вашингтоном всего Иерусалима в качестве столицы Израиля не стало причиной аналогичных действий со стороны других стран мира.

Мой коллега Авив Реттиг Гур полагает, что премьер-министр считает аннексию хорошим шагом. Он написал: «Границы Израиля по плану Нетаньяху проходят ровно по тем линиям, которые большинство израильтян и политических оппонентов премьер-министра считают безопасной границей страны». Возможно, это весомый аргумент в пользу аннексии, но я не уверен, что он оправдывает возможные риски, с которыми сопряжена аннексия, и Нетаньяху понимает это как никто другой.

Возможно, этот гамбит затеян для того, чтобы отвлечь внимание общество от судебных разбирательств Нетаньяху? Это маловероятно, так как вряд ли ради такой мелочи он подвергнет риску страну, тем более в угоду личным интересам.

Может быть, аннексия – это увертюра к четвертым выборам, в ходе которых премьер-министр выставит бывшего противника – а теперь союзника – Бени Ганца главным препятствием на пути аннексии и одержит сокрушительную победу без всяких коалиционных соглашений. Конечно, это выглядит цинично, даже на фоне циничной политической эпохи. Разве нет?

Похожие статьи