| Ави Олицки
Ави Олицки

Почему аннексия может стать неверным шагом?

Ближний Восток постоянно раздирают различные конфликты. И все же в спорах о ближневосточной политике часто упускаются очень важные детали. Сегодня Ближний Восток будоражит новость: Израиль собирается аннексировать территории Западного берега.

Но сначала ликбез по истории Западного берега. Хотя Израиль заявляет о том, что Западный берег – это историческая родина еврейского народа, давайте отмотаем время на 500 лет назад.

С 1517 по 1917 год Османская Империя владела территорией, известной сегодня как Западный берег реки Иордан. Затем эта земля стала частью британской подмандатной Палестины. В 1947 году ООН предложила план раздела этой территории на еврейское и арабское государства, а также международную зону вокруг Иерусалима, при этом Западный берег отходил арабам. Однако в 1948 году Иордания (которая тогда называлась Трансиорданией) захватила эту территорию во время израильской Войны за независимость.

Иордания аннексировала эту территорию, переименовав ее в Западный берег, и контролировала ее до Шестидневной войны 1967 года. Израиль занял Западный берег, но не аннексировал его. Контроль над Западным берегом был передан полугражданским учреждениям, а регион стал постоянной темой обсуждения в международных организациях. Одна из проблем – присутствие на Западном берегу израильских поселенцев, составлявших три года назад 12,5 процентов местного населения.

Что будет означать аннексия Израилем Западного берега? Спорная территория раз и навсегда (по крайней мере, для Израиля) станет частью Государства Израиль. Например, если сейчас для строительства поселений требуется одобрение премьер-министра и министра обороны, то после аннексии будет достаточно получить разрешение местных властей.

Справедливо или нет, международное сообщество считает поселения ключевым препятствием на пути к миру между Израилем и палестинцами. Поэтому мы так серьезно изучаем влияние аннексии на будущее Государства Израиль.

Это может привести к постоянному кризису. Внезапно Израиль станет единственным препятствием на пути к диалогу и прогрессу в переговорах. Хотя история учит, что Израиль готов пойти на болезненные уступки, включая передачу территорий, если это приведет к конкретным результатам. Поэтому некоторые израильтяне призывают аннексировать Западный берег не полностью.

Тем не менее, для многих сторонников Израиля аннексия является серьезной головной болью. Хотя это не захват земли, аннексию можно назвать применением силы в игре. Так сказать, одностороннее перемещение ворот. И мы должны осудить ее. Мы должны поддерживать решение конфликта на основе формулы «два государства для двух народов», достигнутое путем прямых переговоров между израильтянами и палестинцами. Аннексия приведет к замораживанию контактов, но есть нюанс: она не приведет к их полному прекращению.

Я не сомневаюсь, что израильтяне привержены миру, но главная проблема состоит в том, как они себе представляют мир с палестинцами на данном этапе. Палестинская сторона часто отказывалась от переговоров, а теперь Палестинская администрация заявляет о прекращении действия соглашений о безопасности с Израилем. Все же премьер-министр Нетаньяху продолжает позиционировать себя как борца за мир.

Однако не все в Израиле делается наверняка. Например, Иерусалим распространил действие израильского законодательства на Голанские высоты, что не помешало обсуждать их судьбу в ходе переговоров с сирийцами о территориальных уступках.

Мы до сих пор не имеем представления о запланированных действиях на Западном берегу. Мы не знаем, получат ли палестинцы равные с израильтянами права. Однако мы должны понимать, что к аннексии ведет долгий и извилистый путь. Регион взрывоопасен, и ни один шаг невозможно предсказать наверняка.

Тем не менее, я очень разочарован намерением Израиля аннексировать территории, однако карательные меры в отношении еврейского государства ни к чему не приведут. Нашим методом должен стать принцип «пряник, а не палка». Нам надо найти стимулы, которые приведут обе стороны за стол переговоров.

Такие, как я, должны выражать свою озабоченность очень аккуратно, чтобы не дать почву для тех, кто призывает к карательным мерам против Израиля.

Мы должны помнить, что Израиль является одним из важнейших союзников США. Основы наших двусторонних отношений должны остаться незыблемыми. Мы должны гарантировать, что Конгресс всегда будет поддерживать шаги, направленные на укрепление безопасности двух государств, и не принимать антиизраильские законы, особенно в сфере американской помощи. И конечно, мы должны поддерживать инициативы Конгресса, направленные на установление мира.

Санкции против Израиля только сплотят израильское общество, разочарованное отсутствием перспектив мира и сталкивающееся с различными региональными угрозами, такими как Иран и «Хезболла». Ирония заключается в том, что сокращение объемов помощи не только нанесет вред нашему самому надежному союзнику на Ближнем Востоке, но и не отвечает нашим национальным интересам.

У каждого, кому не безразличны отношения Израиля и США, есть свое мнение по поводу аннексии. Мое мнение такое: односторонние действия не служат интересам мира и процветания. Они не остановят акты терроризма против израильтян. Не положат конец страданиям палестинцев. Однако отношения с США слишком ценны, чтобы поставить их под угрозу – это касается и палестинцев.

Поддержка нашей страной Израиля – это не одолжение, а наш стратегический интерес. Это то, что нам нужно напомнить Израилю, нашим выборным должностным лицам и себе.

Перевод Геннадия Богданова.

Похожие статьи