| Талия Эйнхорн
Талия Эйнхорн

Израиль — не государство апартеида

На этой неделе мы наблюдали частичное солнечное затмение над Израилем. Но утверждение, что распространение израильского суверенитета на Иорданскую долину и поселения в Иудее и Самарии превратят Израиль в государство апартеида, это полное затмение.

Термин «апартеид» всегда относился только к политике расовой сегрегации в Южной Африке, где белое меньшинство пользовалось всей полнотой прав и контролировало лишенное всяких прав черное большинство. В последние годы термин также стал использоваться применительно к Израилю, отношение которого к палестинцам якобы строится на расовом принципе, а не является результатом палестинского терроризма и продолжающейся борьбы с сионистским движением.

Это утверждение не выдерживает критики хотя бы потому, что суверенитет будет распространен только на те части Земли Израиля, где практически нет арабского населения. Напомним, что большая часть палестинцев проживает в зонах A и B, где действуют законы ПНА. Если Израиль сейчас не является государством апартеида, то распространение суверенитета на еврейские поселения ничего не изменит.

Обвинения в апартеиде звучат всегда, когда поднимается вопрос о праве евреев на свою землю: это право было признано на конференции в Сан-Ремо более 100 лет назад — и оно включает также право на совершение алии, на постоянное проживание здесь и на управление этой территорией на благо всех ее жителей. Это право также подтверждается в Статье 80 Устава ООН.

Обвинения звучали в прошлом, когда Израиль заявил о своем суверенитете над Восточным Иерусалимом и Старым Городом, когда он распространил свое законодательство на Голанские высоты и когда кнессет исправил Основной закон о гражданстве и одобрил процедуру его получения арабскими жителями во избежание объединения семей израильских и палестинским арабов. Эти обвинения также звучат, когда Верховный суд рассматривает вопросы о расширении израильских поселений, когда в кнессет не допускаются депутаты и партии, отрицающие право на существование Израиля, ну и, не дай Б-г, скоро заявят о том, что закон о еврейском характере государства является иллюстрацией расистской сущности сионизма. Все эти шаги Израиля являются почвой для обвинений в апартеиде.

Но все они лживые. Израиль делает все для процветания всех своих граждан, однако он все же остается национальным домом только еврейского народа.

Палестинцы, со своей стороны, не считают самоопределение арабских жителей Иудеи и Самарии пределом своих национальных устремлений. Устав Организации освобождения Палестины (ООП) гласит, что «палестинский народ является составной частью арабской нации» и «Палестина — это родина арабов-палестинцев, неотделимая от арабского отечества». Согласно документу, даже те арабы, которые живут на территории Израиля, имеют право на самоопределение в Палестине и за ее пределами. Они не признают раздел Палестины, Декларацию Бальфура и права, полученные евреями в эпоху британского мандата. Это также позиция блока Объединенный арабский список, требующего отменить Закон о возвращении.

Согласно нормам международного права, каждое государство должно иметь возможность самозащиты — не только от террора, но и от постоянной угрозы. Опасность, которую будет представлять палестинское государство в сердце Израиля, должна сдержать тех, кто стремится к миру — к полноценному миру — и отбить у них желание заключить мир до принятия выгодных условий. «Сделка века» подчеркивает, что на Ближнем Востоке нет места для еще одного «неудавшегося государства» и ставит условия, при которых палестинское государство будет создано только тогда, когда сбудется предвидение пророка Исайи.

Использование термина «апартеид» призвано представить Израиль — демократию, которая борется за свое существование и уважает права всех своих граждан — изгоем, и навесить на него каинову печать. Это лживое обвинение, которому пора положить конец.

Исраэль а-йом, перевод Геннадия Богданова  

Похожие статьи