| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Кнессет: черные перспективы беспросветного будущего

Прошло не более двух месяцев со времени создания в Израиле самой странной коалиции из не особо принципиальных политиков, объединившихся под одним лозунгом: «Только не четвертые выборы». 

Но если ранее помехи в работе коалиции воспринимались как неизбежные притирки, особенно в условиях такой непростой конфигурации кнессета, как нынешняя, то сегодня в политической системе вновь отчетливо зазвучало пугающее слово «выборы». В принципе, внешне не связанные между собой события последних дней напоминают начало пути снежного кома, который медленно, но верно набирая обороты и объём, завершает свой путь, как правило, на избирательных участках.

Правда, на мой взгляд, вопреки распространенному мнению и радужным опросам о безоговорочной победе Ликуда на ближайших выборах, премьер-министр Биньямин Нетаньяху не торопится на новые выборы. А зачем ему торопиться сейчас, без подготовленной законодательной базы, обеспечивающей ему спокойное завтра?

Сейчас на повестке дня стоит пара десятков законопроектов, которые можно протащить именно при наличии не столь широкой коалиции, сколько при столь малой оппозиции. А когда в оппозиции менее 45 депутатов, тем боле так идеологически разобщённых, протащить любой закон относительным  большинством не составит труда. К тому же это «большинство» при голосовании можно достичь, особо не напрягая часть депутатов коалиции, что позволяет им сохранять лицо и моральные принципы перед своими избирателями.

Так, к примеру, 24 июня законопроект об использовании технологий ШАБАКа для отслеживания местонахождения больных коронавирусом был утвержден кнессетом в первом чтении голосами 45 парламентариев при 32 против. 50 голосами против при 16 проголосовавших "за" было отклонено предложение оппозиционного блока «Еш Атид»–ТЭЛЕМ создать парламентскую следственную комиссию по «делу 3000» («о субмаринах»). Как видим, почти 30 оппозиционеров вообще не явились за заседание, чтобы поддержать законопроект, направленный в основном против Биньямина Нетаньяху. 

Пока что единственный раз оппозиция продемонстрировало единство при голосовании и по «норвежскому закону», в котором больше других была заинтересована фракция «Кахоль Лаван». Законопроект был поддержан 66 голосами, 43 парламентария проголосовали против. При этом на голосовании даже не присутствовал глава правительства Биньямин Нетаньяху, заявивший, что у коалиции и так достаточно голосов, чтобы провести закон. 

На минувшей неделе состоялось бурное заседание финансовой комиссии кнессета, где решался вопрос о возвращении премьер-министру Биньямину Нетаньяху налогов, уплаченных им с 2009 по 2018 год. Естественно, что на фоне развивающегося  экономического кризиса и растущей безработицы созыв финансовой комиссии лишь для того, чтобы предоставить премьер-министру возврат на сумму в 500 тысяч шекелей выглядит не слишком привлекательно, и «Кахоль Лаван», поняв это, воздержалась от участия в заседании. Но у Нетаньяху и так в кармане большинство, даже без представителей Бени Ганца, так что не пришлось никого уговаривать.

Без особых проблем кнессет принял в предварительном чтении и законопроекты, декриминализирующие потребление марихуаны, а также легализующие торговлю ею для личного использовании, хотя вопрос о легализации был и остается спорным. 
Вполне ожидаемо без особых столкновений, вероятно, пройдут в ближайшее время и законы, инициируемые ультраортодоксальными партиями: о службе в рядах ЦАХАЛа, о строительстве «датишных» городов и еще чего-нибудь личного, материального, для поддержания в беспрекословном повиновении собственной паствы. 

Напомним, что именно закон о службе в армии стал формальным поводом к роспуску кнессета 20-го созыва в декабре 2018 года. Сегодня «Кахоль Лаван» предложила ультраортодоксам провести законопроект в том виде, в котором он был принят в первом чтении — с обещанием внести в него изменения впоследствии. Ультраортодоксы отказались, поставив Ганца перед сложным выбором — с кем ссориться: с НДИ и «Еш Атид», согласившись на просьбу харедим, или с самими харедим, проигнорировав эти просьбы. Харедим требуют, чтобы квоты на призыв устанавливались решением правительства, а не законом. Найти компромисс по этому вопросу невозможно. Будет или так, или иначе, но мы увидим все в ближайшее время.

Министр внутренних дел Арье Дери также заявил, что намерен инициировать законопроект, запрещающий частным структурам проводить гиюры, оставляя их лишь в рамках государственной системы. А это значит, что право остается лишь за Главным раввинатом, монополию удерживает ультраортодоксальный истеблишмент.

Ну, а там на подходе и законы, ограничивающие действия БАГАЦа по блокированию решений Кнессета. Уже сегодня депутаты Гидеон Саар («Ликуд») и Цви Хаузер («Дерех Эрец») продвигают законопроект, ограничивающий полномочия Верховного суда при рассмотрении апелляций, поданных на решение Центральной избирательной комиссии. Согласно тексту законопроекта, Верховный суд сможет принимать то или иное решение по апелляции лишь большинством в две трети от расширенной коллеги, состоящей из девяти судей. И, как отмечается здесь, речь может идти о первом этапе утверждения закона о преодолении вето БАГАЦа.

И хотя по каждому законопроекту возникают бурные дебаты в коалиции, несмотря на шероховатости и взаимные обвинения, в политической системе убеждены, что до конца 2020 года распад коалиции не угрожает. Сразу после праздника Рош а-Шана должен быть утвержден государственный бюджета, обещающий быть непростым. С одной стороны, ожидается сокращение бюджетов в рамках борьбы с дефицитом. С другой, министры (особенно новые) поведут борьбу за бюджеты, без которых очень трудно что-то сделать, например в таком ведомстве, как министерство развития и продвижения общинности. Схватка обещает быть ожесточенной. Но в итоге, хотя и с большими «показательными» выступлениями практически всех депутатов от коалиции и оппозиции, закон о бюджете пройдет. Хотя в Ликуде еще не решили окончательно какой вариант лучше: одногодичный или, как записано в коалиционных соглашениях, двухгодичный, но, так бюджет нужен для движения вперед, он будет принят.
Естественно, сейчас много шума, как в стране, так и за рубежом, по поводу распространение израильского суверенитета. Подарок, неожиданно свалившийся на израильтян с щедрой руки Трампа, в итоге напряг как левых, так и правых, поскольку его интерпретация никак не устраивает ни одних, ни других. При этом все как бы сошлись на мысли, что «вот приедет барин, барин нас рассудит». Все ждут карты, которые как бы должна утвердить американская сторона, что позволит как бы и левым и правым снять с себя ответственность как бы за «недостаточную» защиту своей позиции в глазах их избирателей. Потом надо будет как-то еще разбираться с главным подарком от Трампа, правда, несколько залежавшимся — со «сделкой века».

Понятно, что «сделка века» не будет принята как единое целое, а станет лишь основой для будущих переговоров. Одно ясно, что до наступления нового еврейского года границы Израиля изменятся. Но как? Ответа на этот вопрос нет, видимо, ни у кого, возможно и у самого премьер-министра. Очевидно, что распространение суверенитета возможно лишь так и тогда , когда все будет согласовано с США. Позиция администрации Трампа пока неясна, да и обстановка в США сейчас не особо располагает к решительным мерам по широкой аннексии.

Однако вряд ли «Кахоль Лаван» каким-то образом торпедирует реализацию сделки века, что может повлечь за собой роспуск кнессета. Но речь сейчас идет в основном о тактических угрозах, сборе критической массы претензий. Без самой крайней необходимости Нетаньяху не станет распускать кнессет до принятия бюджета. А вот после этого, как уже неоднократно говорилось, он взвесит шансы победы на выборах и формирования коалиции праворелигиозных партий без Авигдора Либермана, и, в случае высокой вероятности успеха, может пойти на роспуск кнессета.

Косвенное подтверждение этому последовало на этой неделе, когда на повестке дня вновь оказался вопрос присоединения блока «Ямина» к коалиции. В окружении Нетаньяху, впрочем, есть те, кто не закрывают дверь перед возможным диалогом с бывшим министром обороны. Как это ни странно, многие считают, что «Ликуд» заинтересован в присоединении «Ямины» в большей степени, чем правый блок — во вступлении в правительство.  Ведь если нынешняя коалиция развалится, то присоединение блока «Ямина» вместе с голосами Йоаза Генделя, Цви Хаузера (Дерех Эрец)  и Орли Леви-Абукасис (Гешер) могут дать Нетаньяху заветный 61 мандат без необходимости идти на новые выборы. Вероятность такого сценария крайне невысока, однако в «Ликуде» не считают его совершенно нереальным.

В политических кругах убеждены, что он ни на секунду не расстался с мечтой о «коалиции 61» без НДИ и «Кахоль Лаван», что позволило бы принять законы, гарантирующие ему юридическую безопасность и после начала суда. Вероятность принятия таких законов более чем сомнительна, но в оппозиции продолжают утверждать, что именно это является стратегической целью премьер-министра. «Если к концу декабря Нетаньяху увидит, что у него по-прежнему есть большинство, позволяющее сформировать коалицию, он вполне может спровоцировать взрыв», — сказал мне на этой неделе опытный политик в кнессете.

Хотя при раскладе в «61 мандат» Нетаньяху станет заложником своих ультраправых партнеров, что ему явно не с руки, тут возможен еще и новый выход партии НДИ.  Стоит отметить, что сегодня Либерман, придерживается тактики «конструктивной» критики премьер-министра, без перехода на личности, а представители НДИ не торопятся брататься с остальными оппозиционными партиями. Либерман не принимает участия в заседаниях глав оппозиционных партий, чтобы не появляться на одном форуме с Айманом Удэ и прочими лидерами Объединенного арабского списка. То есть, никто не сжигает мосты по дороге домой, в правый лагерь. И в этой связи может возникнуть новый расклад.

К примеру, к концу года, когда будут утвержден бюджет и законы, в которых нуждались партии ШАС и «Яадут а-Тора», да и лично Нетаньяху, широкая коалиция с «Кахоль Лаван», а тем более и с «Аводой», станет просто обузой. В этой ситуации отправка в оппозицию «Кахоль Лаван» с Аводой сразу высвобождает 15 министерских портфелей, а на их место надо лишь пригласить всего 10 депутатов из «Ямины» и НДИ. И вот тут возникнет новая интрига дня: что сделает Либерман, когда ему предложат шесть министерских портфелей и право довести до ума «сделку века»? Правда, для этого его «попросят» поддержать пару личных законов для Нетаньяху, о его, так сказать, пожизненной неприкосновенности. И тут могут быть варианты.

С одной стороны, воевать с ортодоксами поздно, все законы приняты и не  Либерман их утверждал, а значит, он «чист» перед своими избирателями. С другой стороны, есть министерские полномочия, что как-то сможет удовлетворить его электорат и, главное, партийный актив в городах и самое главное — у него появляется реальная возможность стать соавтором проекта «сделка века», что впишет его в список «героев» правого дела.
Но самое интересное здесь то, что, если такой сценарий будет реализован, то после утверждения всех сопутствующих законов для «сделки века» и аннексии всего чего только возможно, Нетаньяху продемонстрирует всем и справа и слева, что их представители всегда готовы «продаться» за министерское место и ради этого места голосовать так, как надо лично ему. И после этого, под любым предлогом отправляя всех в отставку, Нетаньяху идет на досрочные выборы и со своими верными товарищами из ультрарелигиозного сектора берет более 60 мандатов, что позволяет ему еще как минимум пять лет считаться по праву «королем» Израиля.

При таком раскладе фактически исчезают партии Авода и Ямина, а НДИ балансирует на грани прохождения электорального барьера. Главой оппозиции становится лидер Объединённого арабского списка, так как в период избирательной кампании партии «Еш Атид» и «Кахоль Лаван» будут заниматься поеданием друг друга. 

Но тогда в Израиле наступит главенство Торы, что поставит светские свободы в зависимость от религиозных предпочтений не наших избранников. Хотя, с другой стороны, чем мы хуже Америки, у них сегодня рулят свои «черные» и белые на коленях просят прощение за то, что недостаточно хорошо их кормят. У нас будут завтра свои, хотя и не совсем «черные»! 

Правда, возможно Либерман и не прогнётся под шесть министерских постов, и тогда у нас есть еще светлое завтра! Или как? Может пора принимать ставки- «один к шести»!? Прогнётся или нет? 

Похожие статьи