| Гилеад Ини
Гилеад Ини

О роли хумуса в арабо-израильском конфликте

В феврале этого года газета Washington Post опубликовала статью с обвинениями против израильской еды, написанную Ремой Кассис, палестинской писательницей, гастрономическим обозревателем. Кассис не возражала против вкуса, текстуры или аромата израильской еды, она против самой идеи, что израильская еда существует. Ее статья — яркий пример странной продовольственной борьбы против Израиля. И это далеко не первый случай.

Несколько лет назад телеведущая Рэйчел Рэй написала о своем «израильском ночном» ужине из хумуса, баклажанов и других ближневосточных спецификаций. Джеймс Зогби ответил: «Черт возьми. Это культурный #геноцид. Это не # израильская еда».

В 2017 году, когда Конан О'Брайен описал шакшуку, к нему обратились антиизраильские активисты, утверждавшие, что это палестинское, а не еврейское блюдо.

Кассис пишет: «Мне, как и многим палестинцам, трудно принять термин “израильская кухня”. Я не против культурного разнообразия и слияния. Я знаю, что национальная кухня страны является побочным продуктом эволюции и распространения. Но культурная диффузия отличается от культурного присвоения. Диффузия — результат того, что люди разных культур живут бок о бок и учатся друг у друга.  Культурное присвоение зависит от эксплуатации и последующего стирания, за которым следует отрицание этих действий. Еда — выражение истории, культуры, традиций. Таким образом, представление блюд палестинского происхождения в качестве "израильских" не только отрицает вклад палестинцев в израильскую кухню, но и стирает нашу историю. Израильская еда плоха потому, что плохи израильтяне». 

В ее комментариях есть некоторое лукавство. Кассис цитирует “многих израильских ученых и писателей в области продовольствия”, они отдают должное палестинской пище — это подрывает ее главный аргумент о гнусном израильском присвоении.

Делигитимация израильской кухни является предсказуемым результатом более широкой кампании по очернению Израиля и его граждан. Так, студент Кентского университета написал: «Израильская еда — это кровь палестинского народа». Позже он возглавил студенческое движение за справедливость в Палестине. Это современное повторение «кровавого навета».

Хотя язык студента звучит более экстремально, чем написанное Кассис, она тем не менее подразумевает, что евреи вернулись на Родину предков и украли палестинскую землю и пищу.

Помимо нездоровой ярости, которая часто сопровождает такие выпады, очевидно, что это вопрос географии. Хумус издавна является распространенным блюдом в Ливане, Сирии, Египте и Израиле. Евреи ели и делали хумус так долго, как никто другой на Ближнем Востоке. Самый ранний рецепт хумуса был опубликован в 13 веке, его авторы — евреи. Тем, кто осуждает израильский хумус, мы можем с уверенностью заявить, что евреи и хумус действительно земляки.

В своей статье Кассис ловко уклоняется от этой общеизвестной информации, утверждая, что евреи, проживавшие в арабских странах (мизрахи), не должны ассоциироваться с ближневосточной едой. Она отрицает историю 100 тысяч египетских, сирийских и ливанских евреев. Как бы некоторые ни старались стереть Израиль с карт Ближнего Востока, евреи жили на территории Израиля даже в течение 2000 лет изгнания.  А еврейская история в Леванте, похоже, являются неудобным напоминанием о том, что евреи были частью «арабского мира» даже дольше, чем этот мир был арабским.

Предыдущие названия Израиля, такие как Палестина, как правило, не имеют никакого смысла за столом. Можно смело заказывать тайское вместо сиамского, эфиопское вместо абиссинского и корейское вместо самханского. И нет ничего плохого в том, чтобы называть региональные блюда, распространенные в пределах границ Государства Израиль, израильской едой.

На этом история должна закончиться. Но борцы за «продовольственную справедливость» выдвигают еще одно возражение: евреи не являются наследниками этой земли. Это заявление смехотворно и равносильно переписыванию истории. Большая часть арабоязычного населения страны использует слово «Израиль» или «израильтянин» при самоидентификации. Согласно опросу социолога Сэмми Смооха (2019), 27% арабских граждан Израиля (около 500 000) называют себя израильскими арабами, израильскими палестинцами или израильтянами

Смысл странного протеста состоит в том, чтобы доказать: евреи чужаки в этом регионе. 

Главная цель критиков-антисемитов, нападающих на израильскую кухню — это не прошлое евреев Ливана или Ирака. Их цель — доказать отсутствие связи евреев со Святой Землей.

Поэтому Джеймсу Зогби и Асаду Абухалилу больно слышать, что хумус был не только пищей евреев арабских стран, которые вернулись в Израиль в прошлом веке, но и главным блюдом цепи поколений евреев, которые никогда не покидали родину в течение 2000 лет, несмотря на резню за резней и изгнание за изгнанием.

В сокращенной версии истории мы узнаем, что евреи жили в Израиле тысячи лет, были изгнаны, жили в изгнании еще 2000 лет, а затем вернулись. Это не совсем так: насколько это было возможно, евреи цеплялись за родину точно так же, как любой народ цеплялся за землю своих предков и святые места.

2600 лет назад вавилоняне завоевали Израиль и изгнали евреев, большая часть еврейской общины осталась. Несколько веков спустя евреи пережили завоевание Александра Македонского, затем произошло восстание Маккавеев против иностранных правителей и навязанной ими культуры. Евреи оставались в Израиле и восставали еще дважды против последующих римских захватчиков. 

Изгнание евреев открыло книгу о еврейской жизни в Европе, но не закрыло книгу о еврейской жизни в Израиле. В течение столетий после римского завоевания еврейские общины процветали в северном Израиле и восставали в 351 году и 572 году, в 613 году они отбились от византийцев. Затем в Израиль пришли армии Мухаммеда, тысячи евреев все еще жили там. В X веке арабский географ писал об их процветании в Иерусалиме: «Везде христиане и евреи имеют превосходство». Примерно в 1000 году в письмах египетских евреев упоминались еврейские города, усеивающие Израиль. Жители этих городов объединились с мусульманами для борьбы с крестоносцами.

Восстания сопровождалось массовыми убийствами, но выжившие оставались.

Между тем, евреи галута возвращались. Например, знаменитый поэт Иегуда Галеви прибыл в Израиль из Испании в 1141 году. В 16 столетии многие каббалисты переехали из Испании в Цфат. В 18 веке арабский лидер Захир аль-Омар приветствовал евреев, вернувшихся в Тверию. А через 100 лет евреи вновь стали самой многочисленной конфессией Иерусалима, города, из которого они были изгнаны много веков назад.

Средневековая Палестина не была еврейским центром.  Большинство евреев жили в изгнании в разных странах, а оставшиеся на Святой Земле евреи истреблялись в течение большей части второго тысячелетия. 

Сегодня в Израиле самая большая концентрация евреев в мире. Они не «колонисты», а коренное население, которое постоянно поддерживало связь с землей на протяжении тысячелетий изгнания. Свидетельствами этой связи изобилуют иудейские обряды: все поколения евреи молятся в сторону Иерусалима. Сам город множество раз упоминается в еврейской Библии и молитвенниках. Иудеи до сих пор отмечают три древних праздника, во время которых заповедано совершать паломничество в Иерусалим. 

Знание и память, о том, что Земля Израиля — это еврейский дом, оставались с евреями на протяжении всей истории. В 1945 году президент Трумэн направил посланника к пережившим Холокост. Посланник доложил, что евреи «хотят быть эвакуированы в Палестину, так же как другие национальные группы хотят вернуться в свои страны».

Сегодня по результатам опросов большинство евреев США считают, что государство Израиль жизненно важно для будущего еврейского народа. 93% британских евреев говорят, что Израиль играет определенную роль в их идентификации.

Связь между евреями и их родиной отражается в генах, истории и в сердцах еврейских поэтов, которые мечтали о возвращении на родную Святую Землю.

Критики Израиля могут продолжать стучать по столу, но Израиль останется на карте, он был есть и будет родиной всех евреев, а израильские города будут славиться своей кухней и своим хумусом!

Commentary, перевод Эфрат Шалем

Похожие статьи