Больше четырех месяцев пандемия коронавируса официально признана, но все равно иногда охватывает острое чувство, что все это какая-то дикая фантастика. Как может быть – весь мир перестроил свою жизнь, прежние пустяки стали самыми главными, самое главное – несущественным. Но вот есть же: всюду носят маски, кое-где и перчатки, всемирно знаменитые курорты стоят пустые, самолеты не летают. Весь мир под домашним арестом.
Поверить трудно. Особенно россиянам. Какой еще ковид? Никто из знакомых или знакомых знакомых не умирал от него. Обыкновенный грипп опасней. Но вот появились знакомые и знакомые знакомых, которые заболели. А некоторые и умерли. Стали каждый день публиковать во всем мире сводки о числе заразившихся и числе умерших. Сколько их на самом деле?
Теперь уже не верят официальным цифрам. В России во всяком случае. Неудивительно: наше доверие столько раз обманывали. Не верят официальной статистике и врачи, имевшие опыт работы с больными COVID-19, сообщает РБК. Как следует из опроса 502 медиков, проведенного фондом «Общественное мнение» и Левада-Центром, такой позиции придерживаются почти 60% респондентов. 49 и 47% опрошенных считают, что статистика соответственно по заболевшим и умершим занижена, в то время как 9 и 11%, наоборот, полагают, что официальные цифры завышены. Лишь 23% врачей верят в правдивость информации о числе заболевших. Примерно так же врачи оценили статистику по числу умерших от коронавируса: 47% считают, что данные занижены.
Скептически относятся к официальной статистике не только врачи, но и граждане, не связанные с медициной. 9% опрошенных считают, что официальная статистика по числу выявленных случаев COVID-19 занижена. Доверие к ней с апреля по июнь снизилось с 59 до 46%.
Как бы то ни было, какие бы цифры ни публиковали, больных и умерших много. С этим приходится согласиться. Известный эпидемиолог Михаил Фаворов считает, что увеличение числа случаев заражения означает увеличение тестирования, доступность тестов, ложноположительные тесты, нагнетание истерии. На одного больного приходится от 5 до 10 проиммунизировавшихся, это и нужно. Потому что переболеют 70%. По мнению Фаворова, имеет значение только число тяжелых больных. Для них должно хватать коек. Если коек не хватает, город надо закрыть на карантин.
«Карантин – хорошо, но глупость – плохо», – подчеркивает эпидемиолог. У людей есть нужды, даже просто бытовые (например, продлить паспорт, поменять колеса на автомобиле, постричься и так далее), которые поневоле приходится отложить. При обычном, как до пандемии, поведении людей передача вируса (заражение) резко идет вверх, при карантине число инфицированных нарастает медленно. Но карантин нельзя сохранять вечно. Его отменяют, и все кидаются решать отложенные дела.
И тут наступает опасный момент: катастрофический рост числа заражений, особенно в тех странах, которые очень удачно провели первый этап карантинизации. Как это произошло в Казахстане, где карантин был жесточайший. «Берегите стариков! Берегите врачей! Носите маски! Не лезьте целоваться при встрече», – заключает Михаил Фаворов.
В России ограничения тоже постепенно отменяются. Многое теперь будет зависеть от каждого из нас. Представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович не исключает, что РФ снова придется вводить ограничительные меры из-за коронавируса. Чтобы избежать второй волны распространения инфекции, следует использовать опыт стран, которые сейчас заново переживают эпидемию. Так, в Израиле с 8 июля вновь действуют ограничения. Глава Банка крови скорой помощи Израиля Айелет Шенар заявила, что второй волны COVID-19 можно было избежать, если бы все соблюдали масочный режим. Но не соблюдали. Еще Высоцкий пел, что «там на четверть наш народ». А сейчас уже и больше. По словам Мелиты Вуйнович, вероятность возвращения запретов останется до тех пор, пока в мире не будет вакцины или лекарства против коронавируса.
Профессор Леонид Рошаль предупреждает, что опасность не миновала, ничего не кончилось, и обратился к жителям России с призывом: «Мои дорогие! Не будьте дураками. Продолжайте на улицах, в транспорте, в общественных местах носить маски».