В этом году из-за коронавируса траурное настроение охватило евреев всего мира намного раньше наступления трагических месяцев Тамуз и Ав. Но вот месяц Ав начался, традиционно в это время евреи всего мира отрываются от семейного отдыха, пляжных прогулок, парков развлечений, чтобы войти в период траура, предшествующий девятому дню месяца. В эти девять дней нельзя стирать, покупать одежду, нужно отказаться от ремонта, купания, прослушивания музыки, обмена подарками, путешествий и употребления мяса и вина во все дни кроме Шаббата. Кульминацией этого периода является пост 9 ава — Тиша бэ-Ав, самый печальный день еврейского года и второй по важности пост в еврейском календаре.
К чему этот траур?
В этот день (начиная с заката 29 июля в 2020 году) не только были разрушены оба Иерусалимских Храма (Первый — Вавилоном в 586 году до н. э., а Второй — Римской империей в 70 году н. э.), также произошли тысячи других трагических событий. Они включают восстание Бар-Кохбы против римлян в 133 году н. э., которое закончилось кровавым поражением евреев, изгнание евреев из Испании в 1492 году. Совсем недавно, в 1941 году, Герман Геринг в этот день подписал приказ об «окончательном решении еврейского вопрса», а год спустя в концлагерь Треблинку прибыл первый поезд, заполненный евреями... И это лишь капля в море горестей, бед, погромов и убийств, которые происходили с еврейским народом на протяжении всей истории именно 9 ава.
Девятого Ава этого года мы также будем скорбеть по разрушению Храма, поститься и читать особые молитвы, Свиток Эйха и Киннот, в которых пророк Иеремия предсказал разрушение I Храма, сидеть на полу или низкой скамеечке — соблюдать традиционный пост.
Но в остальном этому 9 ава суждено стать несколько иным
Синагогальные службы и групповые чтения свитка Эйхи будут сведены к минимуму в большинстве общин; где-то они будут проходить на открытом воздухе или, по крайней мере, на социальной дистанции и в масках.
Кроме того, многих пожилых людей предупреждают, что если они будут целый день поститься, то это может поставить под угрозу их иммунную систему и привести к более высокому риску заражения COVID-19. А поскольку еврейский закон неизменно ставит защиту человеческой жизни превыше всего, включая религиозные обряды, многие советуются с раввином и врачом, чтобы решить, насколько строго им следует поститься в этом году и следует ли вообще.
На эмоциональном и духовном уровнях еврейский мир отметит Тиша бэ Ав во время быстро меняющихся реалий: глобальная пандемия без известного срока окончания, гражданские беспорядки и экономический кризис, закрытие границ и массовая безработица — все это добавляет множество страхов к и без того мрачному дню.
«Вдруг мы увидели, что многие моменты в нашей литургии, многие молитвы перекликаются с сегодняшними реалиями, — говорит Джонатан Сарна, профессор американской еврейской истории в Университете Брандейса. — Что бы ни происходило в нашем мире и в нашей жизни, красота нашей традиции в том, что сама жизнь делает традицию актуальной для нас».
Одна из вещей, на которые стоит обратить внимание, — это горькие разногласия, добавляет Сарна: «Мы знаем, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти между евреями, и теперь мы видим массовые разногласия и нежелание понимать друг друга, идти на компромисс, — объясняет он. — Так что 9 ава будет резонировать в эти времена как день плача по Храму, и по состоянию, в котором мы находимся — речь не только о пандемии, но и о глубоком расколе общества сегодня».
Действительно, этот день общественного траура по тому, что еврейский народ потерял много веков назад, совпадает с периодом потерь теперь, говорит раввин Джек Ример, автор книги «Обретение Бога в неожиданных местах: мудрость для всех». «Некоторые из нас потеряли работу, а кто-то — лучших друзей, этот вирус поставил весь мир на колени. Мы узнали, что все мы связаны, и гораздо более хрупки и уязвимы, чем думали».
Другие потери нынешнего времени включают в себя чувство безопасности еврейского мира на фоне продолжающихся нападений на синагоги и другие еврейские учреждения в США, Европе и во всем мире. По данным Антидиффамационной лиги, число антисемитских инцидентов в Америке достигло максимума в 2019 году.
«Новая норма физического разделения людей заставляет нас еще больше скорбеть о единстве и общности целей», — говорит раввин Ицхак Брейтовиц.
Чтобы проиллюстрировать, насколько важно помнить прошлое для еврейского будущего, р. Брейтовиц приводит историю о Наполеоне Бонапарте: когда тот услышал, как евреи плачут в синагоге в ночь 9 ава, он спросил почему они грустят, и ему ответили, что они скорбят о своем потерянном Святом Храме.
— Как давно они его потеряли?
— Тысячи лет назад, — ответили ему.
— Любой народ, который все еще плачет над Храмом, разрушенным тысячи лет назад, выживет, — ответил великий полководец.
«И это правда, — добавляет Брайтовиц, — евреи ничего не забывают».
Но какими бы разрушительными ни были потери на протяжении всего 4000-летнего пути евреев, какой бы обескураживающей и непредсказуемой ни была нынешняя ситуация, ключом к победе и преемственности еврейской истории является неустанная надежда. Мало того, что считается, что Мошиах будет (или уже был) рожден 9 ава, рассказывает Брейтовиц, но и слезы, которые мы проливаем в этот день, наше стремление к лучшему миру — отражают такую очень еврейскую веру в лучшее будущее.
Кроме того, история с коронавирусом учит нас тому, что, несмотря на научные достижения, мы не правим миром. Микроскопический вирус смог изолировать все страны, разрушить экономику и держит в страхе все население земного шара. Это еще раз доказывает, что человек не всесилен, Бог управляет всем и на самом деле это понимание дает облегчение — вся ответственность не на нас, мы можем сделать то, что в наших силах, но результат зависит от Него.
Вот почему Тиша бэ Ав — это одновременно и самый печальный день в году, и самый обнадеживающий, — добавил рав.
Джек Ример надеется, что еврейский народ учтет еще один урок, который следует извлечь из современных вызовов: мы гораздо более устойчивы и инновационны, чем предполагали: «Zoom и другие новые технологии показывают нам, что в эти трудные времена мы можем перестроить нашу жизнь совершенно по-новому. Точно так же, как после разрушения Храмов мы сформировали новые способы поклонения Творцу, теперь мы изучаем Тору онлайн».
Algemeiner, перевод Эфрат Шалем