Израиль и Объединенные Арабские Эмираты при посредничестве президента США Дональда Трампа договорились о полной нормализации отношений. В совместном заявлении, подписанном Трампом, премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху и кронпринцем Абу-Даби Мохаммедом бин-Зайедом, выражается надежда, что этот исторический прорыв будет способствовать миру на Ближнем Востоке. О том, почему стало возможным подписание такого соглашения, и будет ли данный документ на самом деле способствовать продвижению миру на Ближнем Востоке, рассказал израильский политолог, сотрудник Института стран Азии и Африки при Еврейском университете в Иерусалиме доктор Владимир Месамед.
По его словам, дата 13 августа 2020 года будет внесена в анналы истории Израиля, потому что наметилось и реализовалось продвижение по линии признания еврейского государства арабскими странами: «Израиль, сразу после провозглашения своец независимости в 1948 году, оказался в море арабской вражды. Собственно говоря, любая страна, которая начинает свою жизнь, нуждается в установлении отношений с соседями. У Израиля была такая ситуация, когда ни один из соседей его просто не признал. Началась Война за независимость, которая длилась почти полтора года. По ее окончании опять не было продвижений по линии признания нас арабскими странами. Получилось так, что до 1979 года у нас не было отношений с арабскими странами. Хотя отношения с мусульманскими странами были. Потому что в 1949 году Израиль признала Турция, до сих пор сохраняющая с нами отношения, правда не самого лучшего порядка.
В марте 1950 года нас признал Иран. В феврале 1979 года отношения были прерваны по причине произошедшей там революции. В марте 1979 года был подписан мирный договор Израиля с Египтом. В 1994 году были установлены отношения с Иорданией, что для нас было очень важно. Но нужно признать, что отношения с этими странами так же нельзя назвать нормальными. Для нас основой израильской внешней политики являются поиски партнеров. Они важны для нас не только в исламском мире, но и в арабском мире. Распад Советского Союза прибавило нам друзей в исламском мире: сразу шесть стран с доминирующим мусульманским населением — пять государств Центральной Азии и Азербайджан. С арабскими странами установить дипломатические отношения долго не получалось, хотя после подписания мирного договора в 1994 году с Иорданией вынашивались планы выстроить отношения еще с рядом арабских стран, в частности, с ОАЭ, Оманом и Катаром. Но начавшаяся в конце 90-х годов арабская интифада все это нарушила. Все последние годы Израиль ведет тайные переговоры со странами арабского мира, чтобы наладить с ними отношения и выйти из того враждебного окружения, в котором Израиль все эти годы пребывает. В последние годы мы слышали, что началось продвижение в переговорах с умеренными арабскими режимами. Для нас важно установить эффективный диалог с умеренными арабскими режимами Персидского залива. Наши руководители и министры были в ряде этих стран, и политические переговоры достаточно далеко продвинулись», — отметил В.Месамед.
Израильский политолог считает большой победой для Израиля факт установления отношений с ОАЭ: «Это страна, которая "питает симпатии" к Ирану, в той же степени, что и Израиль, это страна, которая страдает от иранского доминирования в регионе, от тех угроз, которые исходят от Ирана. Мы рады, что удачно завершился первый этап переговоров. Мы понимаем, что сегодня об установлении отношений говорить пока рано. Переговоры, естественно, продолжатся, будет обсуждаться вопрос открытия посольства ОАЭ. Для нас это очень важно. ОАЭ дали пример другим арабским странам, что с Израилем можно вести переговоры и восстановить отношения. Потому что отношения с Израилем — это отношения стран, которые придерживаются современной западной ориентации. ОАЭ придерживаются как раз этого курса в своей внешней политике.
Кроме того, я считаю, что примеру ОАЭ последуют те страны, которые уже находятся на полпути, в которых работают экономические представительства. Особенно последний кризис показал, что мы с ними вполне нормально сотрудничаем. Было очень много информации, что Израиль сумел опереться на помощь, которую предоставили нам умеренные арабские режимы. В частности, мы доставили им много необходимых медицинских материалов, особенно на первом этапе, когда этим занимался лично глава израильской внешней разведки. Сейчас идет процесс вызревания, процесс налаживания отношений с другими странами. И мы надеемся, что этот процесс будет успешным для Израиля. Он будет успешным в решении той главной задачи, которую мы ставим. Дело в том, что когда Израиль в последний год говорит о своих приоритетах на внешней арене, то мы расставляем приоритеты в зависимости от той ситуации, которая в регионе. Для нас приоритетом является налаживание отношений со своими соседями. Это достаточно серьезный вопрос, и он постепенно решается.
А вопрос иранской угрозы тоже очень важен, он стоит вторым в приоритетах. Третьим приоритетом является вопрос налаживания отношений с Палестинской автономией. Это для нас очень важно, но, видимо, этот диалог не очень важен для Палестинской автономии. Она не принимает никаких предложений, пытается с порога отрицать те мирные предложения, которые ей поступают. Видимо, в Израиле сочли возможным установить отношения с ОАЭ, а вопрос распространения суверенитета на Иудею, Самарию, Иорданскую долину просто отодвинут в сторону, но будет решен, как и другие вопросы, в разрешении которых заинтересована израильская сторона. Мы и дальше будем добиваться более активного и серьезного участия Израиля в отношениях с арабским миром. Конечно, нормализация отношений с ОАЭ и другими арабскими странами будут служить только миру в регионе», — подытожил В.Месамед.