Мир по старинке рассматривает ХАМАС как примитивную террористическую организацию, которая ограничивается рытьем туннелей, запуском ракет и подготовкой терактов со смертниками. На самом деле ХАМАС превратился в опасную структуру с ясными долгосрочными целями и успешной стратегией по их достижению.
Но что такое ХАМАС на деле? Как его лидеры стали такими изощренными и грозными переговорщиками, что способны заставить Израиль сесть за стол этих переговоров?
ХАМАС пришел к власти в секторе Газа в июне 2007 года, свергнув палестинскую администрацию в результате насильственного переворота. С тех пор он развязал три конфликта с Израилем, и социально-экономическая ситуация в Газе постепенно приблизилась к краху. Тем не менее, правление ХАМАСа лишь укрепляется, и он твердой рукой управляет сектором, обладая неоспоримой властью.
Ранее на этой неделе ХАМАС и Израиль объявили о долгосрочном соглашении о прекращении огня. Но после каждого вооруженного конфликта с Израилем, после прекращения огня, на переговорах ХАМАС одерживал победу.
Сценарий прост: во-первых, сначала это эскалация боевых действий; во-вторых, ХАМАС соглашается на прекращение огня при условии, что переговоры будут проходить при посредничестве Египта; в-третьих, его позиции на переговорах всегда характеризуются необоснованно высокими требованиями; и, наконец, он добивается от Израиля уступок, на которые израильтяне никогда бы не пошли в мирное время.
ХАМАС изучил израильтян. Его требования имеют все бо́льшую эффективность. ХАМАС узнал приоритеты Израиля, «красные линии» и то, что обсуждению не подлежит. Во-первых, ХАМАС действует, чтобы улучшить в Газе гуманитарную ситуацию. Во-вторых, он стремится снять израильские ограничения в отношении Газы по безопасности, которые называет блокадой. В-третьих, он хочет доминировать в международной истории. И, наконец, он позиционирует себя преемником президента ПА Махмуда Аббаса в вопросе Западного берега.
Переговорная стратегия ХАМАСа постоянно развивается, в то время как подход Израиля к переговорам остается неизменным. Израиль продолжает требовать прекращения ракетных обстрелов и рытья туннелей (включая морские), прекращения угроз израильскому побережью от военно-морских коммандос ХАМАСа, минирования границ и вербовки в силы боевиков. Израиль также требует освобождения двух гражданских лиц, взятых в плен ХАМАСом, и возвращения останков двух солдат ЦАХАЛа, погибших в Газе в 2014 году. В ответ Израиль предлагает решить некоторые из гуманитарных проблем Газы как напрямую, так и с помощью третьих сторон.
Например, построить в Газу газопровод для питания электростанции. Хотя Египет также имеет возможность построить такой же, израильско-египетские отношения таковы, что Египет не сделает этого без координации с Израилем. ХАМАС это понимает – и понимает, что за столом переговоров ему придется пойти на уступки, чтобы дело с трубопроводом сдвинулось.
Чтобы заставить Израиль уступить на переговорах, ХАМАС обращается к примитивным инструментам: например, на границе Израиля и Газы вдоль забора развертываются ночные отряды, которые жгут шины и выпускают воздушные шары – зажигательные и со взрывчаткой, чтобы окончательно измотать израильских мирных жителей на юге.
Израильтяне отчаянно хотят положить конец этой бойне. И тактика ХАМАСа, чтобы вернуть Израиль в переговорный зал, похоже, работает.
Прошлый месяц продемонстрировал эту закономерность. 7 августа на морских ветрах, которые всегда дуют на восток, из Газы через границу на территорию Израиля полетели зажигательные воздушные шары. Через неделю, 15 августа, в Газу прибыла египетская посредническая делегация.
Кстати, на воздушные змеи Израиль отвечает сложной авиацией. По мнению международной прессы, израильские истребители выглядят как бронзовое копье Голиафа против пращи Давида в Газе.
Усиливая давление на израильских переговорщиков, ХАМАС объявил, что его электростанция прекращает работу, чтобы создать впечатление, будто Израиль не дает ХАМАСу производить необходимое сектору электричество.
Три дня спустя мэр города Газа забил тревогу по поводу последствий отключения электроэнергии для системы водоснабжения. В результате ХАМАС снова выиграл PR-битву, убедив международное сообщество в том, что Израиль несет ответственность за отсутствие в Газе питьевой воды.
Шаг за шагом, как военную операцию, ХАМАС осуществляет планомерную эскалацию давления. Доктрина ХАМАСа заключается в том, чтобы «держать врага занятым» с помощью низкоуровневой войны на истощение, используя самые простые инструменты, какие только можно вообразить, и извлекать реальные дивиденды в ходе переговоров.
ХАМАС продолжает одерживать крупные победы на арене пиара и небольшие победы за столом переговоров. Он будет продолжать давить, требовать новых проектов и дальнейших инвестиций Израиля в экономику Газы. Он не пойдет на демилитаризацию Газы. Дальнейшие требования, вероятно, будут включать порт, символический аэропорт и доступ к Западному берегу, чтобы ХАМАС мог участвовать в будущих палестинских выборах.
Это проигрышная ситуация для Израиля. Многократное повторение одной и той же израильской стратегии – неэффективный путь, он ведет в никуда. Израилю необходимо пересмотреть свою стратегию переговоров с ХАМАС. Пришло время для творчества – чему-то Израиль мог бы и научиться у своего противника.
Автор статьи – полковник Армии Обороны Израиля в отставке и издательский эксперт в The MirYam Institute. Он завершил военную службу в 2016 году в качестве главы гражданского управления по координации деятельности правительства на территориях (COGAT).
Перевод Марии Якубович