| Джон П. Бэйрд
Джон П. Бэйрд

Американский «вклад» в нацистские расовые законы

В своей речи на недавнем съезде Республиканской партии Никки Хейли подчеркнула, что Америка не является расистской страной. По крайней мере, она убедила всех в том, что далека от исторической науки. На самом деле наши традиции свободы и равенства всегда были переплетены с традициями расовой дискриминации.

Вопреки утверждению Хейли, США всегда были мировым лидером и новатором в создании расистских законов. Хотя сейчас об этом мало кто знает, но в 30-х годах прошлого века нацистская Германия рассматривала американское законодательство как источник, из которого можно позаимствовать немало полезного. Эту проблему детально исследует в своей книге «Американская модель Гитлера» (Hitler’s American Model) Джеймс Уитмен. Изначально нацистский режим не рассматривал Америку в качестве своего врага. После своего прихода к власти нацисты изучали законы разных стран, из которых можно было бы позаимствовать модель гражданства для «второсортных слоев населения».

Уитмен отмечает, что нацисты видели в Америке лабораторию, где ведутся эксперименты по созданию нормативной базы для гражданства с ущемленными правами. В третьем рейхе внимательно изучали политику США по отношению к пуэрториканцам, индейцам, чернокожим, выходцам из Восточной Азии. Нацисты специально исследовали законодательства отдельных штатов, чтобы понять, каким образом за океаном ущемляют права чернокожих. Они планировали ввести аналогичные дискриминационные нормы для немецких евреев.

Для нацистов, как известно, вопрос «расовой чистоты» всегда стоял во главе угла. Весь исторический процесс они трактовали как процесс упадка расы. Они считали, что высшая раса постепенно дегенерирует, смешиваясь с низшими. Главными источниками загрязнения считались евреи, негры и вообще все цветные. Расовое смешение они ненавидели.

Неудивительно, что нацистов в первую очередь интересовали законы о гражданстве, иммиграции, смешанных браках и сексуальных связях. Они стремились не допускать смешанных браков между так называемыми арийцами и евреями и, кроме того, желали сделать преступными внебрачные сексуальные связи между представителями этих групп.

В первые годы нахождения нацистов у власти об «окончательном решении еврейского вопроса» речи еще не шло. Поначалу они пытались решить «еврейский вопрос» путем эмиграции. Была создана серия антисемитских законов, призванных изгнать евреев из таких сфер, как госслужба, наука и адвокатура. Постепенно положение еврейского населения ухудшалось — чтобы стимулировать эмиграцию. Однако к концу 30-х нацисты поменяли курс, и евреям стало значительно сложнее эмигрировать из Германии. В конечном итоге эмиграцию заменил геноцид.

Сначала нацисты взяли за образец американское иммиграционное законодательство, прежде всего Закон об исключении китайцев (1884) и Закон об иммиграции (1924). Последний отдавал предпочтение при въезде в США представителям «нордической расы» из Северной и Западной Европы, а не «нежелательным расам» с востока и юга континента.

Непосредственным поводом к введению антиеврейских Нюрнбергских законов стало происшествие в порту Нью-Йорка. 26 июля 1935 года около тысячи антинацистских демонстрантов напали на «Бремен», роскошный немецкий лайнер, пришвартованный в Нью-Йорке. Протестующим удалось сорвать с корабля флаг со свастикой, который они швырнули в Гудзон. Этим увенчалась долгая и жаркая летняя борьба между сторонниками и противниками нацистов на улицах Нью-Йорка. Пятеро из участвовавших в налете на «Бремен» были арестованы, но когда они предстали перед мировым судьей еврейского происхождения Луисом Бродским, произошло нечто удивительное: тот отклонил все обвинения, объявив свастику заслуживающим уничтожения «черным пиратским флагом», символом «восстания против цивилизации… атавистическим обращением к общественным и политическим условиям темных веков, а то и варварства».

Нацисты обиделись. Вскоре были приняты Нюрнбергские законы, серьезно ущемлявшие евреев в правах. При этом нацисты апеллировали к американским законам, дискриминировавшим негритянское и индейское население.

Интересно, что еще в 1928 году Гитлер обращался к истории американского завоевания Дикого Запада в качестве примера для нацистов, побуждающего их к завоеванию жизненного пространства (Lebensraum) на востоке. Гитлер выразил восхищение тем, как американцы «перестреляли миллионы краснокожих, сведя их численность к нескольким сотням тысяч, которых теперь держат под надзором к клетке». «Закон о защите немецкой крови и чести» запрещал браки между евреями и представителями германских народов. Евреям не разрешалось нанимать служанок-ариек младше 45-летнего возраста. Нарушение закона каралось каторжными работами. Между тем в начале 20 века законы о запрете смешанных браков были весьма распространены в разных штатах. 30 штатов прямо запрещали такие браки. Евгеника в то время была весьма популярной и влиятельной дисциплиной, и многие американцы выступали против браков между «высшими» и «низшими» расами.

Законодательство, запрещавшее расово смешанные браки действовало в 16 штатах до 1967 года, когда Верховный суд запретил его в ходе слушания дела «Ловинг против штата Виргинии».

Нацисты считали Соединенные Штаты лидером в разработке моделей законов, противостоящих смешанным бракам. Им было сложно найти страны, в которых действовали законы, криминализирующие брак. За исключением двоеженства и возрастных ограничений, криминализация брака была редкостью.

Нацисты были одержимы идеей борьбы с процессом «смешения рас». Они желали ясности в отношении того, кого считать евреем. Всерьез задавался вопрос, какой процент еврейской крови делает ребенка неарийцем. Любопытно, что даже многие радикальные нацисты считали американские расовые законы слишком суровыми. Так, например сенатор из Миссисипи Теодор Бильбо считал, что даже «одна капля крови» оскверняет расу. Нацисты считали такой подход чрезмерным: лица имевшие 1/8 еврейской крови считались уже полноценными арийцами.

Нет сомнений, что даже без американских примеров нацисты встали бы на путь геноцида и истребили бы миллионы людей. Однако факт остается фактом: расистское законодательство США послужило для них источником вдохновения.

Перевод Ильи Амигуда, оригинальный текст Concord Monitor

Похожие статьи