| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Нагорный Карабах: кому нужна эта война?

Пламя Нагорно-Карабахского конфликта, не утихающего уже 30 лет, вспыхнуло с новой силой. Со вторника противоборствующие стороны, обвиняя друг друга в использовании тяжелой артиллерии, авиации и беспилотных летательных аппаратов, ведут ожесточенные перестрелки. По официальной азербайджанской версии, боевые действия в Карабахе в этот раз начали армяне. Армянская сторона возражает, что, очевидным образом, наступление заранее подготовил и начал Азербайджан.

Из района боевых действий поступают противоречивые сведения. По оценке наблюдателей, стороны намеренно искажают данные потерь, а оценить реальные территориальные изменения в итоге боевых действий сейчас не представляется возможным. Сообщения воюющих сторон о ситуации на фронте по-прежнему крайне скудны, сопровождаются фейками и дезинформацией и не поддаются проверке. Исходя из этого, можно предположить, что больших изменений линии фронта во вторник не произошло.

Обе стороны во вторник сообщали о наступлении (или попытках такового) азербайджанской армии в направлении райцентра Физули на юге, близ границы с Ираном. Стоит отметить, что все действия ведутся на ранее оккупированных Арменией исконно азербайджанских территориях. Хотя Армения уже заявила об авиаударе противника не по территории Карабаха, а по ее собственной, что маловероятно, так как вряд ли азербайджанская сторона хочет дать России повод напрямую вмешаться в конфликт.

При этом армянская сторона также заявила, что в нескольких километрах от расположенной на ее территории российской военной базы в Гюмри были замечены турецкие многоцелевые ударные беспилотники. На данный момент беспилотники якобы ведут лишь разведку, оставаясь в воздушном пространстве Турции. Однако для нагнетания обстановки было заявлено, что, по неподтвержденным данным, эти беспилотники несут ракеты класса «воздух-поверхность» и могут быть задействованы для ударов в любой момент, тем самым напрямую угрожая российскому военному контингенту.

Сообщалось, что азербайджанские ВВС утром нанесли удар в районе городка Варденис на территории Армении и что в отражении налета участвовали армянские самолеты. При этом якобы с азербайджанского аэродрома в городе Гянджа поднялись турецкие F-16 и один из них, оставаясь в воздушном пространстве Азербайджана, с расстояния в несколько десятков километров ракетой сбил армянский штурмовик Су-25.То есть выходит, что де факто Турция принимает непосредственное участие в этом конфликте. Но хотя Армения и заявила об ударе по своей территории и прямом участии в войне турецких самолетов, доказательств Ереван пока не привел.

История конфликта

Причины конфликта уходят корнями в начало 20 века, в период установления советской власти в Закавказье, когда многие межреспубликанские границы проводились лишь на основании мнения вождя народов. В конце 80-х годов, с ослаблением советской власти и ростом националистических настроений в регионе, в Армении призвали передать Нагорный Карабах из состава Азербайджана Армении. Разногласия переросли в стычки, а в начале 1990-х годов — в полномасштабную войну. В итоге, заручившись поддержкой русских, а, точнее, армейских подразделений, дислоцированных в регионе, армяне оккупировали в 1991 году Ханкенди, а в 1992 году — Шушу и Ходжалы.

На оккупированных территориях был проведен референдуме о статусе НКР, на котором большинство высказалось за независимость региона, однако ни советское руководство, ни мировое сообщество не тогда не сегодня итоги плебисцита не признали.

Отсутствие стабильной власти и беззубость «народного фронта» в тот период в Азербайджане привела к тому, что впоследствии армяне оккупировали прилегающие к Нагорному Карабаху Лачинский, Ходжавендский, Кельбаджарский и Агдеринский районы Азербайджана, а в 1993 году вошли в Агдам, оккупировав также Джебраильский, Физулинский, Губадлинский и Зангеланский районы. Таким образом под армянской оккупацией оказались 20 процентов азербайджанских земель, более миллиона человек превратились в беженцев и вынужденных переселенцев.

Таким образом вот уже более 30 лет назад проблема Нагорно-Карабахского конфликта как бы разделилась на две части. Во-первых, Азербайджан пытается путём переговоров, при отсутствии реальной поддержки со стороны мировой общественности, вернуть свои оккупированные территории и добиться возвращения в свои дома насильственно перемещённых лиц, а, во-вторых, настаивает на сценарии решения конфликта, основанном на уважении к территориальной целостности и нерушимости международно признанных границ государства и мирном сосуществовании армянской и азербайджанской общин в регионе.

Позиция Армении несколько демагогична и в основном вращается вокруг признания независимости НКР и присоединения ее к Армении в качестве общепризнанной мировой структуры, а вопрос завершения оккупации исконно азербайджанских земель в данный момент не рассматривается — ввиду якобы деструктивной позиции Азербайджана и проводимой им воинственной антиармянской политики.

Позиция России

Еще в 1992 году, по инициативе Москвы, была учреждена Минская группа ОБСЕ, в которую вошли представители 12 стран, а сопредседателями стали Россия, США и Франция. В 1994 году, при посредничестве России и Киргизии, между сторонами конфликта было заключено соглашение о перемирии и прекращении огня, известное как «Бишкекский протокол», которое соблюдалось без вмешательства миротворцев и участия третьих стран.

В 2007 году Минской группой ОБСЕ были подготовлены предложения по основным принципам урегулирования конфликта (Мадридский документ). Среди них: возвращение Азербайджану территорий, захваченных во время вооруженного конфликта; предоставление Нагорному Карабаху промежуточного статуса, обеспечивающего гарантии безопасности и самоуправления; обеспечение коридора, связывающего Нагорный Карабах с Арменией и др.

В то же время, укрепляя свои южные рубежи, Россия создала на территории Армении свою военную базу в Гюмри, в состав которой входят подразделения сухопутных войск и воздушная группировка, а также заключила договор о военном союзе ОДКБ с Арменией и еще рядом постсоветских республик. Азербайджан в этот союз не входит.

Согласно договору о коллективной безопасности 1992 года, нападение на одного из участников этого договора будет считаться нападением на всех остальных членов. Однако договор со стороны России может вступить в силу, только если будет нарушена территориальная целостность Армении и в таком случае 102-я российская военная база, дислоцирующаяся в Армении, мгновенно вступит в действие.

В этой связи заявление Армении, что Азербайджан ведет боевые действия на ее территории, можно рассматривать как фейк и желание любой ценой втянуть в конфликт Россию. С другой стороны, позиция Турции по данному вопросу, а также ее косвенное (а возможно и прямое) участие в конфликте не может не напрягать Россию.

Новый участник — Турция

Впервые в Нагорно-Карабахском конфликте напрямую приняла участие Турция. Хотя позиция Турции в данном вопросе известна давно, но информация о том, что турецкие самолёты приняли участие в конфликте, а также, что с помощью Турции в зону конфликта доставлены боевики из Сирии, с одной стороны может быть и фейком, а с другой — и реальным решением вопроса.

В принципе, выступая в поддержку Азербайджана, министр иностранных дел Турции заявил, что мирные переговоры потеряли смысл и настала пора решить карабахскую проблему. Турецкие официальные лица, включая президента Реджепа Эрдогана, с начала боевых действий утром 27 сентября решительно заявляют о полной поддержке Азербайджана и о готовности помогать ему всеми средствами.

В понедельник парламент Армении принял заявление, осуждающее «полномасштабное военное нападение» Азербайджана на территорию Нагорного Карабаха, и предупредил, что участие Турции в кризисе может привести к дестабилизации региона.

Израиль как соучастник

По информации СМИ, азербайджанская армия использует в боях за Нагорный Карабах ударные беспилотники, произведенные в Израиле. Израиль же сознательно воздерживается от публичных комментариев по поводу эскалации конфликта между Азербайджаном и Арменией (несмотря на то что Израиль и Азербайджан уже долгие годы сотрудничают в области стратегической безопасности). По оценкам экспертов, Азербайджан имеет с Израилем долгосрочные контракты на закупку оружия на сумму пять млрд долларов и получает оттуда более 60 процентов своего вооружения. С другой стороны, Израиль закупает большую часть своей нефти у Азербайджана. Армения неоднократно заявляла Израилю протест по поводу поставок оружия Азербайджану — особенно когда речь шла о продаже ударно-разведывательных БПЛА модели HAROP.

Этот беспилотник производит авиаконцерн IAI («Таасия авирит»). Его особенностью является то, что, обнаружив цель, дрон превращается в самонаводящийся самолет-снаряд. Эта модель применяется для уничтожения систем ПВО противника. Она способна долго патрулировать район, а затем уничтожать наземные цели.

По информации израильских СМИ, на прошлой неделе несколько транспортных самолетов из Азербайджана приземлились в аэропорту на базе ВВС «Увда» на юге Израиля, а через несколько часов транспортники вылетели обратно в Азербайджан.  Предполагается, что на борту могла находиться новая партия оружия из Израиля.

А на днях азербайджанская сторона заявила, что ее дрон-камикадзе успешно уничтожил армянскую пусковую установку С-300 и радар.

Количество жертв

В данный момент проверить все сообщения о количестве жертв в зоне конфликта при помощи независимых источников мировая пресса не имеет возможности. Пока же власти непризнанного государственного новообразования в Карабахе заявили, что в боях с азербайджанскими силами погибли более полусотни военнослужащих. Баку говорит о более чем полутысяче убитых армянских военных. Ереван тоже утверждает, что потери противника велики.

Армения, в отличие от Азербайджана, публикует поименный список погибших военных, Азербайджан же свои военные потери не обнародует. Хотя генпрокуратура Азербайджана во вторник объявила, что в результате артиллерийских обстрелов погибли 12 мирных жителей, ранены 35.

Вполне возможно, что отсутствие полных данных о жертвах среди участников конфликта, может говорить, как о локальности конфликта, так и об участии в нем неофициальных боевых формирований.

Военные наемники

Сразу несколько британских изданий написали о предполагаемых наемниках (бойцах подконтрольной Турции Сирийской национальной армии), которых Турция якобы отправляет в Азербайджан.

Так, якобы британская газета Guardian пообщалась с тремя сирийскими бойцами, которые завербовались, по их словам, в Азербайджан и им пообещали до 1300 долларов в месяц, что на порядок больше их довольствия на службе в Сирии. Газета Times «общалась» с бойцом «Сирийской национальной армии», который сообщил, что на войну в Карабахе завербовались, польстившись на обещанные большие заработки, около 200 его товарищей по оружию.

Все публикации основаны на словах самих этих предполагаемых наемников, независимых подтверждений этой информации пока нет. «Сирийская национальная армия» и Азербайджан отвергают обвинения, а Турция пока никак их не комментирует.

Хотя участие наемников в полномасштабном военном конфликте в НКО вполне логично. Ведь для любого демократического государства, если гибель сотни солдат, отдавших жизнь за освобождение оккупированных земель, еще можно как-то оправдать и пережить, то гибель тысячи солдат, что вполне реально в данной конфликте, безусловно негативно отразится на имидже руководства республики и приведёт к серьёзным экономическим и политическим потрясениям. В этой связи дешевле в материальном и моральном плане нанять солдат на стороне.

Российско-турецкое противостояние

В последние годы вся политика Эрдогана направлена на усиление влияния Турции в регионе. Это заметно по всему периметру турецких границ и даже далее. Анкара оказывает поддержку всем, кого считает своими стратегическими партнерами, и, в частности, Азербайджану.

Однако для Москвы турецкое вмешательство в карабахский конфликт — вопрос принципиальный. В свое время Кремль поставил на Эрдогана — прежде всего для взаимодействия с Анкарой по Сирии. Была предпринята также попытка оторвать ее от НАТО при помощи сделки с С-400, а также совместных энергетических проектов.

Вполне возможно, что и сейчас Москва готова терпеть любой относительно приемлемый для себя ущерб, лишь бы только не вступать в прямой конфликт с Анкарой. Хотя действиями Анкары ослабляют возможности Москвы как посредника на потенциальных переговорах Азербайджана и Армении, но маловероятно, что Армения готова уйти из-под крыла России, тем более в свете ее взаимоотношений с Турцией.

Хотя такой подход уже себя оправдывает. Например, в Ливии Россия противостоит Турции, пусть и не открыто, а по факту. Стоит также отметить, что, начиная с октября 2019 года, у Анкары установились напряженные отношения, перерастающие в откровенный дипломатический и военный кризис, практически со всеми соседними странами, включая и те, с которыми уже долгое время не было очевидных противоречий. Противостояние с США в Сирии, вмешательство в войну в Ливии, проблемы с Египтом, Германией, Францией, Ираком, Грецией. Список тех стран, с кем Анкара имеет недружественные отношения, стремительно расширяется. В этом контексте можно смело говорить о том, что нынешний конфликт больше нужен Анкаре, чем Баку, ведь именно Анкара сегодня играет роль разжигателя противостояния в регионе и постоянно подливает масло в огонь.

На фоне появившихся слухов о том, что Турция отправляет джихадистские силы в регион, безусловно, можно ожидать нового витка напряженности в турецко-российских отношениях. Естественно, Россию больше устраивает статус-кво, который сохранялся в последние десятилетия в регионе. Москва не захочет «делиться» здесь влиянием с Турцией. Более того, после разногласий по Крыму и по отношению роли НАТО в черноморском регионе, в Сирии и Ливии, подхода к решению курдского вопроса, новое потенциальное прямое турецко-российское противостояние на Южном Кавказе, возможно, приведет к полному пересмотру взаимоотношений с Эрдоганом. Хотя на фоне возникших противоречий у Турции с основными игроками в Ближневосточном и Средиземноморском регионах такая позиция Москвы будет с одобрением встречена во многих странах региона.

В заключение

Войну в Нагорном Карабахе обсуждали на чрезвычайном заседании Совета Безопасности ООН. Все мировые державы, в том числе члены Совбеза ООН, призывают стороны прекратить огонь и вернуться к переговорам, которые бесплодно длятся уже 26 лет.

Война в Карабахе обсуждалась и на чрезвычайном заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене. Все, как и всегда, заклеймили и осудили агрессию и призвали страны к диалогу.

В общем, как и всегда, все отделались общими фразами и занялись собственными делами, а это значит, что боевые действия Нагорном Карабахе продолжаются.
Похожие статьи