Такие смертоносные пандемии, как чума, испанский грипп ("испанка") и СПИД, погубили десятки миллионов человек и изменили мир. Но сегодня, через 10 месяцев после начала самой распиаренной и самой исследуемой пандемии в человеческой истории, нам известно, что речь идет о вирусе, который в подавляющем большинстве случаев приводит к легкому недугу либо вообще не оказывает никакого воздействия на состояние инфицированного. Лишь в редких случаях COVID-19 приводит к тяжелому течению болезни и смерти.
Нам также известно, что вирус представляет опасность для людей с рядом хронических заболеваний и определенной части пожилых граждан. Так какие уроки мы можем извлечь из весьма неудачного противостояния пандемии коронавируса?
19 января 2020 года я услышала по радио, что ВОЗ предупреждает о новом вирусе в Азии. В тот же день я отправила сообщение детям, путешествовавшим по странам Дальнего Востока: "Есть новый вирус, "корона", он может привести к тяжелому воспалению легких. Пожалуйста, сторонитесь толпы, больше находитесь на открытых пространствах, а в помещении носите маску и часто мойте руки. Не паникуйте! Просто будьте осторожны". Представьте мое удивление, когда два месяца спустя в телеинтервью гендиректор минздрава Моше Бар Симан-Тов на вопрос, почему Израиль оказался не готов к распространению коронавируса, ответил: "Первый больной был обнаружен лишь в марте".
Шведы оказались умнее евреев
Я люблю заниматься наукой. Моя работа напоминает детектив. Ты пытаешься раскрыть тайну неизведанного. Я люблю строить исследовательские модели, планировать опыты. Иногда, оказавшись в тупике, я провожу эксперимент, суть которого можно определить так: дайте природе сделать свою работу. Однако в ходе подобного эксперимента я четко провожу границы и определяю ключевые моменты, когда требуется проанализировать промежуточные результаты и взвесить все заново. Этот подход приносит удивительные открытия.
Насколько мне известно, экспериментальная концепция "дайте природе сделать свою работу" никогда не выходила за пределы лабораторий. И тем не менее: шведы, имея смелое и независимое руководство, решили не мешать природе делать свою работу, оставив людям лишь одну функцию – беречь себя. В этой скандинавской стране, пережившей массовое заражение и большое число умерших, эпидемия фактически угасла. Во всяком случае, на данный момент в Швеции не наблюдается "вторая волна", а число выявляемых вирусоносителей ничтожно.
Разумеется, шведы, как и все остальные, не избежали ошибок. "Ситуация в домах престарелых была наиболее тяжелым и печальным аспектом произошедшего, - признала министр здравоохранения Швеции Лена Халленгрен. И добавила: - В Швеции 1700 домов престарелых, предоставляющих медицинское обслуживание 85.000 человек. 50% из них попадают в эти учреждения всего за полгода перед кончиной. В таких местах вспышка любого заболевания, даже сезонного гриппа, - вопрос жизни или смерти”.
Процессом управляют невежды
Одним из наиболее деструктивных явлений нынешней распиаренной эпидемии является распространение среди широкой публики бесчисленного количества графиков с апокалиптическими пророчествами, не имеющими никакого отношения к науке. Их составители нередко руководствуются соображениями, далекими от научного знания. Я хочу обратить ваше внимание не на цифры и графики, а на концепции. Как микробиолог, знающий особенности распространения вирусов, должна сказать: самая разрушительная концепция - "любой ценой остановить вирус и не допустить заражений". Остановить заражение невозможно, оно происходит и будет происходить. Вирус с нами, а поэтому всеобщий карантин априори негодное лекарство против эпидемии. Вакцины у нас пока нет, и лишь когда она появится (если появится), станет ясно, насколько она эффективна. Гарантий нет никаких.
"Веселитесь (таасу хаим)", - предложили израильтянам в конце мая после тяжелейшего, длившегося более месяца карантина, уничтожившего свыше ста миллиардов шекелей и разрушившего заработки миллиона мужчин и женщин. Удивительный образчик невежества тех, кто управляет кризисом, и непонимания элементарных природных процессов!
Всеобщий герметичный карантин похож на плотину. К сожалению, эта плотина была открыта без надлежащей подготовки, без создания специальной системы поддержки. Больницы, которые должны были выполнять роль сдерживающих натиск механизмов, так и не получили необходимых средств, ресурсов и кадров. Но что еще хуже, так это нагнетание страха, кампания запугивания по принципу "разделяй и властвуй", опирающаяся на истерический и обсессивный сбор данных о заражениях. При этом не ведется научная и гласная дискуссия о том, чем отличается вирусоносительство от болезни. Где расположены эпицентры заражения? Нужно ли изолировать десятки тысяч человек, если в конечном итоге лишь 4% из них инфицированы? Следует ли закрывать классы для детей до 15 лет? Ведь уже известно, что чаще всего именно взрослые заражают детей, а не наоборот. Нужно ли обрекать на выматывающее одиночество пожилых людей? Ведь даже после месяца подобной изоляции заметен нанесенный им физический и ментальный ущерб. Нужно ли было лишать граждан базовых прав и свобод? Насколько соразмерна подобная реакция властей? Нужен ли был вообще всеобщий карантин?
Хватит врать и пугать - тогда вам будут верить
Карантин не предотвращает смертность. Наоборот. Парадоксальным образом в перспективе жесткий карантин ведет к ее росту. Карантин наносит колоссальный ущерб молодому населению, которое в подавляющем большинстве не страдает от вируса. А именно оно в конечном итоге должно привести к затуханию эпидемии. Карантин подвергает еще большей опасности тех, кто находится в группе риска, поскольку значительная часть заражений происходит внутри семьи, в закрытых помещениях. Так нужно ли было вообще вводить всеобщий карантин?
Эпидемия – событие научного характера, имеющее серьезные последствия для общества, экономики, общественного здоровья и даже для основополагающих ценностей демократии. Управление таким кризисом должно осуществляться на научной основе. Информация должна быть доступной для всех, нельзя ничего скрывать, нельзя никого запугивать. Если общественности все грамотно разъяснить, она будет взаимодействовать с властью в течение длительного периода. Предоставляя гражданам честные данные, следует также предоставить им свободный выбор: рисковать или проявлять осторожность.
В отсутствие прозрачности в принятии решений и подлинных данных о происходящем, после нескольких месяцев панической деятельности правительства мы оказались у разбитого корыта. Пережив жесткий карантин и не предотвратив увеличение смертности от коронавируса, Израиль пожинает плоды: разрушенная экономика, психологические травмы у значительной части населения, летящая в пропасть система просвещения, глубокий социальный кризис, раскол в обществе, рост насилия. И это далеко не конец. Мы в разгаре второго жесткого карантина.
Поскольку наверху нет тех, на кого мы могли бы рассчитывать, нам следует надеяться только на себя и учиться жить вместе с вирусом – чтобы хоть что-то оставить нашим детям.
Правила просты: те, кто чувствует себя неважно, оставайтесь дома; пожилые и все, кто входит в группу риска, будьте осторожны; молодежь, берегите своих родителей и стариков; больницы, оказывайте давление на руководство, чтобы получить все необходимое и продолжать оставаться нашим щитом.
Мы обязаны прекратить насилие и раскол внутри общества.
Я посылаю вам то же сообщение, что отправила собственным детям в начале января: "Есть новый вирус, "корона", он может привести к тяжелому воспалению легких. Пожалуйста, сторонитесь толпы, старайтесь больше находиться на открытых пространствах, в помещении важно носить маску, необходимо часто мыть руки. Не паникуйте! Просто будьте осторожны".