| Дор Саар-Ман
Дор Саар-Ман

Супругов Нетаниягу тайно короновали

Недавно Нафтали Беннет сравнил Биньямина Нетаниягу с "царем Саулом на склоне лет". Эта метафора отнюдь не случайна. СМИ и социальные сети давно сформировали в общественном сознании "монархический" образ Нетаниягу. Этот образ последовательно культивируется противоборствующими сторонами - теми, кто поддерживает главу правительства, и теми, кто выступает против него. И, что важнее, оказывает влияние, намного более серьезное, чем кажется на первый взгляд, как на политический диалог, так и на происходящее на улицах городов. Образ "царя Биби" является тем самым маслом, которое постоянно подливают в огонь внутриизраильского конфликта двух политических лагерей - безоговорочных сторонников Нетаниягу, вознесших его на воображаемый трон, и его бескомпромиссных противников, искренне убежденных, что родина в опасности, и ее граждане обязаны защитить любой ценой республику и свободу от самодержавия.

Тем временем в мире

Образ "царя Биби" был достаточно давно внедрен в общественный диалог представителями правого политического лагеря. Однако на протяжении долгих лет его держали на медленном огне, значительно усилив пламя лишь в последние месяцы. В группах сторонников Нетаниягу в социальных сетях и среди его поклонников, комментирующих различные тексты, распространены велеречивые и подобострастные высказывания на грани раболепия. "Шабат шалом, царь всех царей, храбрейший из героев, умнейший среди праведников, благороднейший из ныне живущих, своей бесконечной мудростью защищающий нас от бед", - написал на странице Нетаниягу в фейсбуке один из его поклонников.

Царь Биби поздравляет народ Израиля с праздником

"Ничего не изменится - царь Биби будет править до пришествия Мессии", - это пророчество размещено в группе членов партии Ликуд. Даже те из сторонников Нетаниягу, кто старается приводить хоть какие-то рациональные аргументы в пользу главы правительства, склонны усматривать в нем некую божественную сущность: "Нетаниягу - наболее подходящий лидер для нынешней эпохи, лидер мирового уровня, способный изменить реальность в нашем регионе... Все это, разумеется, потому, что именно он получил благословение Всевышнего". О количестве мемов, изображающих Нетаниягу в образе царя с короной на голове, либо в образе пророка Моисея, нечего и говорить - оно огромно.

Группа в соцсети "Мы любим г-жу Сару Нетаниягу"

Создатели страницы в фейсбуке под названием "Мы любим госпожу Сару Нетаниягу" видят в ней царицу, а ее подписчики считают, что супруга премьер-министра играет важную роль в сохранении царства Израилева: "Здоровья тебе, о Сара. Храни, как зеницу ока, нашего великого лидера". В этом поклонники Нетаниягу видят предназначение царицы Сары. Между тем Яира Нетаниягу, сына главы правительства, все чаще называют не иначе как "принцем".

"Помазание" Нетаниягу на царство его сторонниками заметно и в ходе уличных баталий. Около месяца назад один из наиболее громогласных фанатов премьера, Рон Карми-Бузагло, создал своего рода "королевскую гвардию" (плугат ха-хагана), призванную заменить спецслужбы в случае попытки покушения на главу правительства. Пока что "гвардейцы короля" никак не проявили себя на практике. Однако различные церемониальные действия этой компании - лозунги, мемы, перформансы, устраиваемые в ходе манифестаций, окрашивают общественные дискуссии вокруг Нетаниягу в монархические тона: обожаемый властитель и преданный ему народ - против смутьянов, стремящихся свергнуть самодержца.

Одновременно образ царя укореняется и среди противников Нетаниягу. Наряду с уже привычными "императором" и "дуче" в этой среде все чаще используют слово "царь". Как и в противоположном лагере, все началось с социальных сетей.

"Биби, мы тебя любим, ты - царь"

"А король-то голый!" - гласил пост в одной из протестных групп еще в 2018 году. А вскоре один за другим стали появляться направленные против премьера фотожабы, использующие образ "царя Биби". Постепенно эта тенденция усилилась и распространилась на уличные протесты. Библейские мотивы стали популярны и среди участников манифестаций ("Царь Содома живет в сытости, а его поданные голодают"). И все-таки противники Нетаниягу предпочитают слово "император" (кейсар). По-видимому, это связано с еврейской историей, в которой иноземные империи (Вавилон и Рим), разрушившие два иудейских Храма, ассоциируются с абсолютным злом.

Биби - царь Израиля

Еврейское коллективное бессознательное всегда содержит образ царя. Начиная с Давида и Соломона, монументальных фигур нашей истории, и заканчивая ожиданием Мессии, помазанника божьего, идеального царя (Мелех ха-Машиах). Даже секулярный сионизм называл своего главного теоретика Теодора Герцля "царем евреев".

Складывается впечатление, что в ходе нынешнего противостояния "монархические" настроения отражают тягу определенной части правого политического спектра к сильному лидеру. Само по себе это не ново ("Бегин - царь Израиля", “Арик - царь Израиля"). Однако, несмотря на харизму Бегина и Шарона, ни первый, ни второй не вызывали тех чувств и эмоций, которые вызывает Нетаниягу у своих сторонников. В нашем случае "царь" (мелех) - не дружеский, несколько панибратский возглас восхищения распространенный в ивритском сленге ("Ты настоящий царь!" - Эйзе мелех ата!), а знак признания конкретного лидера носителем некоей божественной сущности, возвышающей его над народом. Отсюда следует закономерный вывод: не может быть и речи о критике его действий и высказываний. Кстати, люди из ближнего круга Нетаниягу целенаправленно подпитывают эту концепию, рассказывая, как глава правительства не спит, не ест, все работает, не покладая рук. Нетаниягу - сверхчеловек. Нетаниягу - посланник Всевышнего на земле.

Как и в любой ситуации иррационального поклонения, искать здесь какую-либо логику бесполезно. С одной стороны, Нетаниягу - всесильный властитель, управляющий военной и экономической империей, подобно мудрому Соломону. Но при этом он дерзкий Давид, преследуемый ревнивым Саулом. В социальных сетях фанаты Нетаниягу, восхваляя или защищая своего кумира, постоянно используют образы библейский царей: то он великий и могучий, то вдруг - гонимый и несчастный. Это соответствует амбивалентной самооценке премьер-министра: великий, но гонимый. Несмотря на явное противоречие, это работает.

"Помазание" Нетаниягу на царство среди определенной части правых (разумеется, далеко не всех) имеет психологическую подоплеку. Это освобождает - от размышлений, от рефлексии. Израильский премьер-министр - многогранная политическая личность, неоднозначный лидер. Он талантлив, у него на счету немало достижений. Но при этом он обладает проблематичными качествами характера, против него выдвинуто три обвинительных заключения.

Перед правым избирателем, ценящим достоинства главы правительства, встают непростые дилеммы, требующие решений. Он сталкивается с необходимостью сформировать адекватное мнение в том, что касается идеологии, ответственности лидера перед обществом, соблюдения закона. А это ставит под угрозу интересы его политического лагеря. И тогда приходит спасительное решение: Нетаниягу - царь, а поэтому может делать все, что ему заблагорассудится. Поскольку он посланник Божий, то его действия являют собой высшую справедливость. Дилемма разрешена. Никому из смертных не дано подвергать критике помазанника - ни в СМИ, ни на манифестациях, ни в канцелярии юридического советника, ни в суде.

Все это очень опасно. Когда премьер-министр в демократическом государстве воспринимается частью граждан в качестве неприкосновенной фигуры, наделенной божественной властью, нормальная общественная дискуссия о его деятельности становится невозможной. Тех, кто подвергают главу правительства критике, его сторонники считают врагами естественного хода вещей. С их точки зрения, любой, кто осмеливается критиковать Нетаниягу, представляет угрозу, и ему следует заткнуться. Вначале это находит выражение в вербальной агрессии в социальных сетях, а затем скатывается к реальным нападениям на демонстрантов. Нападающие убеждены, что необходимо любой ценой защитить своего царя.

Вести, перевод Гая Франковича

 

Похожие статьи