Ирано-израильская конфронтация усиливается?

Конфронтация между Израилем и Ираном продолжает набирать обороты и даже приобретает новые формы. По меньшей мере 10 человек погибли в ночь на 25 ноября в результате израильских авиаударов по иранским целям в Сирии. Истребители ВВС Израиля нанесли удары по объектам, находящимся в ведении сил спецназначения «Кодс» в составе Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) Ирана и поддерживаемой Тегераном ливанской «Хизбаллы», передаёт агентство France-Presse (AFP). В интервью STMEGI.com сотрудник Института стран Азии и Африки Еврейского университета в Иерусалиме д-р Владимир Месамед сказал, что целью одной из недавних атак было то, что были обнаружены активные передвижения иранских объектов на территории южной Сирии.

«В принципе должен сказать, что эти бомбардировки проходят достаточно часто. За последний год подобных бомбардировок иранских объектов в Сирии отмечено примерно 1000. Это громадное число. Но Израиль, собственно, никогда не признает, за редким исключением, что эти бомбардировки осуществляются с помощью израильской авиации. Мы этого не признаем, хотя все это знают. В общем, у нас в стране ссылаются на западную печать или на ту знаменитую сирийскую «обсерваторию» по правам человека, которая и представляет такие данные. Здесь цель одна: Израиль давно заявлял, что не потерпит присутствия иранцев — Корпуса стражей исламской революции с сателлитами в лице «Хезболлы» на территории Сирийской Арабской Республики. Дело в том, что Иран создает собственные военные объекты на территории Сирии, которая граничит с Израилем. Но иранцы это не признают, всегда скрывают, говоря, что КСИР на территории Сирии не присутствует. Там имеются, по их словам, всего лишь советники в ограниченном количестве. Поэтому Израиль методично пытается с этим бороться и уничтожать эти объекты», — отметил израильский политолог.

В. Месамед не считает случившееся эскалацией конфликта, потому что конфликт есть, он продолжается.

«Этот конфликт широкомасштабный. Можно выразиться одной фразой – это вражеские действия Ирана против Израиля. Иранцы насаждают свое присутствие в непосредственной близости к израильско-сирийской границе. Это полномасштабное военное присутствие, о котором можно говорить все последние годы. Если говорить о последнем времени, то иранцам очень не нравится проникновение Израиля в регион Ближнего Востока. Я имею в виду заметное продвижение Израиля на ближневосточном пространстве в последние недели. Установление отношений Израиля с ОАЭ, Бахрейном — это наглядный тому пример. Сейчас серьезное продвижение достигнуто в направлении Саудовской Аравии. Все это создает очень большое напряжение в Иране, потому что там считают, что сионистское государство уже близко к ним. Причем это сионистское государство, по их мнению, пытается установить отношения со злейшим врагом Ирана — Саудовской Аравией. Сами иранцы говорили о том, что удар хуситов по объектам Саудовской Аравии, по их нефтепромыслам, был произведен в отместку и совпал с визитом Нетаньяху в Саудовскую Аравию. Понятно, что ни Саудовская Аравия, ни США официально эту встречу не подтвердили. И Израиль тоже. Я думаю, что он все же был там. Это большой удар по иранскому самолюбию. Потому что Израиль обосновывается. Нельзя говорить, что он сегодня установит отношения с Саудовской Аравией. Там достаточно более сложная ситуация, чем в ОАЭ или Бахрейне. Но в любом случае иранцы видят процесс и пытаются каким-то образом реагировать. Это спорадическое реагирование как раз выливается в усиление своего присутствия на сирийской территории», — отметил израильский эксперт.

Говоря о том, что правда ли, что Израиль, как пишут западные СМИ, готовится к военному удару США по Ирану, В. Месамед сказал, что об этом пока нельзя говорить с определенностью.

«Советник президента США по национальной безопасности Роберт О'Брайен говорил о том, что президент Трамп попытается в последние недели своего пребывания на посту усилить давление на Иран, усилить давление на разных плоскостях. В последнее время были сообщения, что в Иране в 12 раз превышен порог накопления обогащенного Ирана. Иранцы устанавливают сейчас новые центрифуги, что запрещено договором от июля 2015 года.

Мы не хотим конфликта. Более того, Израиль всегда сдерживает себя. Мы понимаем, что одно дело — бомбардировка иракской ядерной атомной станции в 1981 году, другой вопрос — бомбардировка сирийского атомного объекта несколько лет назад. Совершенно другое — бомбардировка иранских атомных объектов, которых более 20. Мы этого не хотели бы. Мы видим, что увеличивается количество арабских стран, которые поддерживают нас в противостоянии с Ираном. Некоторое продвижение на пути к установлению диалога с Саудовской Аравией показывает, что мы понимаем, что иранская атомная программа создает угрозу не только Израилю, но и другим странам. Все эти страны — партнеры США в регионе Ближнего Востока. Они попытаются создать некий фронт. Этот фронт будет противостоять иранской ядерной угрозе. Тем более мы считаем, что пришло время, чтобы к процессу нормализации отношений с Израилем присоединились и новые арабские страны. Мы считаем, что это та новая реальность, которая создается. Она же позволяет отложить силовой вариант решения иранской атомной проблемы, попробовать действовать с разных сторон, попробовать действовать не только израильскими силами, но и создать некую изоляцию, зону противодействия Ирану. Может быть, это как раз и поможет?» — заявил В. Месамед.

Похожие статьи