| Ави Дабуш
Ави Дабуш

Израильские левые потерпели крах, но хорошо ли это?

Израиль переживает самый серьезный политический кризис в своей истории. Два года назад началась бесконечная избирательная кампания, вызванная озабоченностью политической и юридической судьбой премьер-министра Биньямина Нетаньяху, чье участие в коррупционных делах привело к длительным общественным протестам и созданию новых политических образований.

Но что-то не клеится. Диалог необходим, но он неизменно будет лишен смысла, когда миллионы палестинцев живут под военным правлением, когда тысячи израильтян не могут вступить в брак у себя дома и когда светские граждане не имеют доступа к общественному транспорту в выходные и праздничные дни.

Есть смысл занять четкую и принципиальную позицию и в эпоху fake news. Израилю нужны левые. Когда я встречаюсь с главами ультраортодоксальных ешив, они хмурятся при слове «левые». Для них левые — это те, кто предает общество, кто любит арабов больше, чем евреев, кто ненавидит иудаизм, чьи ценности отличаются от их традиционных взглядов на семью и общину и кто сделает все, чтобы свергнуть Нетаньяху.

Но левые разделяют целостное мировоззрение, которое ценит взаимную солидарность и серьезно относится к человеческому достоинству.

Левые ценят экономику. Они не стремятся уничтожить свободный рынок. Как раз наоборот: они поддерживает малый бизнес и свободное предпринимательство.

Левые ценят мир. Применение силы должно быть крайним средством. Нравственность важна не только в отношении к другим, но и в понимании того, что длительное применение чрезмерной силы делает со всеми нами, особенно с нашей молодежью.

Левые ценят гражданские свободы. Они понимают, что есть место для разнообразия: для ультраортодоксальной общины, но не за счет светской. Что правительство также должно представлять интересы ЛГБТ-сообщества, женщин — жертв насилия и людей с ограниченными возможностями.

Израильские левые страдают от политического кризиса. На протяжении всей истории они презрительно игнорировали целые слои израильского общества: репатриантов из стран Востока, арабов, харедим. Левые создавали экономические, политические и гражданские возможности лишь для немногих. Эти левые покинули правительство в 1977 году, когда «Ликуд» победил на выборах, положив конец почти 30-летнему правлению левых. Но левые не теряли надежды.

Левые вернулись к власти в 90-е с сильным и привлекательным предложением: разрешить палестино-израильский конфликт. Его акцент на безопасности и партнерстве с религиозным сектором, с политической и религиозной легитимацией, привел к соглашениям Осло 1993 года. Лагерь мира задавал политический тон до прихода Нетаньяху к власти в 2009 году. Но во время Второй интифады лагерь мира получил смертельный удар и стал фракцией гражданского общества и западной дипломатии. Решение о двух государствах по-прежнему существует в качестве модели урегулирования палестино-израильского конфликта, но оно уже не привлекает такого же общественного и политического внимания. Статус-кво, созданный Нетаньяху, явно предпочтительнее в глазах большинства.

Политическая идеология вычищается из партийных программ. Некоторые партии рекламируют «прогрессивные» программы, утверждая, что у них сильная светская платформа, экологические идеи, наибольшее внимание к правам человека и «все, что угодно, кроме Биби».

Левых систематически растоптали и делегитимизировали. Они переродились в «левоцентристов», но, как и в старые добрые времена, по-прежнему не сотрудничают с мизрахами, арабами и харедим.

Все премьер-министры Израиля до 1977 года были связаны с рабочим движением. Крах партии «Авода» является еще одним доказательством того, что даже такие исторические организации могут рухнуть, если им не хватает направления и смысла.

Правые побеждают, потому что у них есть ясный и четкий нарратив. Он фокусируется на силе. Правые хотят установить еврейскую власть «от реки до моря», используя военную и экономическую мощь. Правые также с успехом идут на политический союз с ультраортодоксальными партиями, предоставляя им свободу действий, когда дело доходит до гражданских договоренностей в религиозных областях.

Институт исследований национальной безопасности в Тель-Авиве провел опрос, который показал, что более 50% евреев Израиля считают себя правыми и только 13% говорят, что они левые. В 2020 году большинству израильских евреев удобнее причислять себя к правому лагерю.

Опросы показывают, что нарратив «кто угодно, только не Биби» на самом деле укрепляет правых. Есть шанс, что те, кто бросит вызов Нетаньяху — «Ямина» Нафтали Беннета, «Новая Надежда» Гидеона Саара, НДИ Авигдора Либермана и «Телема» Моше Яалона — смогут заменить его, но также есть вероятность, что они помогут «Ликуду» взять полный контроль над правительством.

Единственный способ для левых вновь стать актуальными — это создать новый нарратив, основанный на ценностях справедливости и солидарности. Это должно быть выражением связи между всеми нами, с экономическими и образовательными производными. Успех любой компании измеряется степенью доверия между ее членами. В этом секрет скандинавских обществ, которые находятся на вершине счастья и богатства. Они должны стать образцом для нас.

Новый нарратив также должен фокусироваться на экономике. Коронавирус мог бы стать для левых возможностью вновь занять центральное место.

Новый нарратив должен касаться вопросов обороны и безопасности. Чтобы быть в безопасности на Ближнем Востоке, мы должны воплотить в жизнь видение Декларации независимости и обратиться к нашим арабским соседям. Мы должны найти подходящее решение для палестинского народа, с которым у нас общая родина. Мы должны использовать наши природные ресурсы для создания устойчивого будущего, а не быстрой прибыли для частных акционеров.

Такое изменение не происходит на бумаге. Нам нужно изменить четыре вещи: нам нужно новое и гораздо более разнообразное руководство; нам нужно изменить язык таким образом, чтобы подчеркнуть патриотическую связь с израильским обществом в целом и связь с глубокими культурными и религиозными традициями; нам нужно изменить содержание, продвигать конкретные предложения; нам нужно изменить действия, сосредоточиться на социальной и географической периферии в надежном, постоянном и заслуживающем доверия поле деятельности.

Чтобы представить себе будущее, левым нужно создать новый политический лагерь. Такого Израиль еще никогда не видел. Здесь нет коротких путей. Без этого видения, без этого повествования и без этой активности левые будут продолжать терпеть неудачу в своих поисках смысла своего существования.

Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи