| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Министерская чехарда по-израильски

Последние три недели декабря прошли в агониях и конвульсиях правительства, пытавшегося любой ценой продлить свое сосуществования и отложить давно назревшие досрочные выборы. В принципе все эти дни в воздухе витал лишь один вопрос: когда будут выборы? И что в очередной раз сможет придумать глава правительства, дабы вновь отложить их на неопределенный срок?

Уже в начале месяца было ясно, что, если не произойдет ничего экстраординарного, то 23-го декабря в Израиля будут автоматически объявлены досрочные выборы. И хотя в кнессете в преудивительном чтении прошел законопроект о роспуске, умело сыгранная «Ликудом» партия предотвратила такой вариант развития событий. Суть проблемы в том, что «Ликуд» не только устраивает оговоренная законопроектом дата выборов — 16 марта — но ему на руку связанный с ними ряд финансовых ограничений, а главное — контроль за работой рекламы в интернете.

Законопроект предусматривал сокращение предвыборного финансирования партий не менее чем на 10 процентов, а также распространение строгих требований прозрачности, предъявляемых к платным публикациям предвыборной рекламы в газетах и электронных СМИ, на все интернет-платформы (веб-сайты, социальные сети, мессенджеры). Перед мартовскими выборами 2019 года «Ликуд» заблокировал внесение такой поправки в Закон о предвыборной агитации.

Все эти дни премьер-министр и его союзники делали вид, что все еще надеются продлить существование коалиции и избежать досрочных выборов. В СМИ регулярно появляются сообщения о новых «компромиссах», обсуждаемых «Ликудом» и «Кахоль Лаван». При этом, ведя переговоры с сотоварищами по коалиции, а также со всеми другими своими потенциальными спасителями (как слева, так и справа), находясь на краю пропасти, Биньямин Нетаньяху обещал всем практически все, но только не ограничение своих полномочий. И, как показали последние дни, он периодически находил компромиссы, а вернее слова, на которые клевал Бени Ганц.

Так, за неделю до контрольного срока было объявлено, что, помимо прочего, взвешивается предложение о перераспределении министерских портфелей. В «Ликуде» заявляют, что при любом компромиссе потребуют портфель министра юстиции, который сейчас находится в руках Ави Ниснакорена («Кахоль Лаван»). Стоит отметить, что поиск компромиссов шел с обеих сторон , ведь Бени Ганц не менее чем Биньямин Нетаньяху был заинтересован в отсрочке выборов — в связи с появлением на политической сцене Гидеона Саара. Драматический выход последнего из партии «Ликуд» и заявления о том, что пора менять правых на настоящих правых, принесло ему немало мандатов, что в течение недели вывело вновь рожденную партию «Новая надежда» («Тиква хадаша») на второе место в опросах с 20 мандатами. Вокруг Гидеона Саара тут же начала формироваться команда из действующих членов «Ликуда», которые в принципе и разбили последнюю надежду Нетаньяху.

Положения нового законопроекта, выдвинутого «Ликудом» на голосование 21 декабря, позволяли отсрочить дату принятия бюджета-2020 до 31 декабря, а бюджета на 2021 год — не позднее 5 января 2021 года. В случае, если одно из этих двух условий не будет выполнено, 5 января кнессет будет распущен, а следующие парламентские выборы состоятся 23 марта.

Поистине, весь тот день голосования в кнессете был наполнен интригами каждой из сторон, собирающих своих сторонников для окончательного голосования. Особенно запомнился депутат Ицхак Зеэв Пиндрус из «Еврейства Торы», который, стремясь отсрочить голосование, результаты которого не предвещали коалиции ничего хорошего, употребил весьма оригинальный прием, похожий на филибастер (попросту говоря — тянуть резину). Выйдя на трибуну, он проговорил ровно 105 минут. Перескакивая при этом с темы на тему, с вопроса на вопрос, умудряясь вести диалог одновременно с несколькими депутатами. И хотя это не было, в полном смысле слова, филибастером (ведь это «…тактика препятствовать законопроектам путем внесения огромного количества поправок, декламирования лозунгов, пространных размышлений по теме и не по теме»), смысл был тот же. Требовалось протянуть время и не дать кнессету дойти до голосования.

В ночь на 22 декабря состоялось поистине драматическое голосование, полное интриг и закулисных сделок, в результате которого кнессет отклонил законопроект, позволяющий отложить дату утверждения государственного бюджета. 49 депутатов проголосовали «против», 47 — «за». Большинство депутатов от «Кахоль Лаван» не явились на голосование. Так же поступили депутаты от партии РААМ, входящей в Объединенный арабский список.

Среди голосовавших против были депутаты Мики Хаймович, Асаф Замир и Рам Шефа от блока «Кахоль Лаван», а также депутат Михаль Шир от «Ликуда», которая изначально заявляла, что больна, однако в итоге проголосовала, но, вопреки решению фракции, подала голос против. Сразу после голосования Михаль Шир заявила, что покидает «Ликуд» и присоединяется к партии «Тиква Хадаша» во главе с Гидеоном Сааром. Видимо, чтобы сбить с толку «Ликуд», депутат Рами Шефа от «Кахоль Лаван» во время голосования прятался, лежа в своей машине на стоянке кнессета. Он, как и Шир, появился в зале заседаний в последний момент и проголосовал против.

В итоге закон не прошел, и у Кнессета осталось менее суток до самороспуска, при этом переход Ифат Шаши-Битон к Гидеону Саару резко увеличил число мандатов новой партии. Согласно опросу, проведенному 12 каналом, партия Саара с участием Шаши-Битон может получить 21 мандат, далеко опережая все остальные партии и отставая от «Ликуда» (27) всего на шесть мандатов. Вместе с Ифат Саар отнимает у Ликуда один мандат, но намного больше — у остальных, и особенно у «Ямины». «Еш Атид» получает 14 мандатов, «Ямина» 13, «Кахоль-Лаван», НДИ и МЕРЕЦ — по 6. В этом случае «Ликуд» не сможет составить коалицию только с религиозными партиями и «Яминойа» — всего 56 мандатов. Зато Гидеон Саар теоретически может это сделать, опираясь на все остальные партии, кроме «Единого списка», ШАС и «Еврейства Торы» (66). Если бывший начальник генштаба Гади Айзенкот присоединится к партии Саара, то она получит на 1 мандат больше — 22. Это произойдет за счет «Еш Атид» (12) и НДИ, которая падает до 5 мандатов. При этом 41% опрошенных считают, что стране нужны выборы, 36% выступают за продолжение каденции правительства, 23% затруднились ответить на вопрос.

Итак, выборы назначены на 23 марта 2021 года, за четыре дня до праздника Песах. Эта дата не устраивает премьер-министра Биньямина Нетаньяху, который заинтересован в выборах в мае или июне, когда большинство желающих в Израиле уже получат вакцину от коронавируса. Этой датой недовольны и в Центризбиркоме, где заявили, что в столь сжатые сроки почти невозможно подготовиться к выборам, тем более в условиях пандемии. ЦИК также сообщил, что организация новых выборов обойдется Израилю примерно в 60-65 миллионов шекелей из-за пандемии коронавируса COVID-19. Самым же острым вопросом в ЦИКе считают проблему голосования идентифицированных носителей коронавируса: ведь для них необходимо организовать специальные места на избирательных участках. Это заявление было встречено бурей негодования. Глава службы народного здравоохранения Шарон Эльрай-Прайс сказала, что множество людей не придет на выборы, если станет известно, что в них будут участвовать инфицированные.

Похожие статьи