| Джефф Барак
Джефф Барак

Все зависит от Лапида

Все зависит от Лапида

Опросы показывают, что в Израиле сейчас количество противников Нетаньяху увеличилось и составляет большинство. Яир Лапид может этому еще поспособствовать.

В каком-то смысле жизнь Биньямина Нетаньяху сейчас была бы проще, если бы он возглавил оппозицию, а не являлся бы действующим премьер-министром, собирающимся сражаться на выборах в следующем месяце.

Не нужно много воображения, чтобы представить атаки, которые лидер оппозиции Биби мог бы совершить в отношении премьер-министра Нетаньяху.

Во-первых, Нетаньяху находится у власти более 11 лет подряд (не считая давний трехлетний период в 1996-1999). Соединенные Штаты разумно ограничивают своих президентов двумя четырехлетними сроками, чтобы защитить страну от сползания к автократии и не допустить, чтобы президент смешал интересы страны с личными. А с годами стало совершенно очевидно, что Нетаньяху больше не может их разделять. От экстравагантности совершенно ненужного самолета премьер-министра до нелепости того, что он поместил в музейную стеклянную коробку шприц, из которого получил первую вакцинацию от COVID-19. Нетаньяху явно потерял адекватное представление о своей роли как всего-навсего государственного служащего.

Нетаньяху в более молодой своей итерации, прежде чем он впервые стал премьер-министром, призывал ограничить срок пребывания главы правительства у власти двумя четырехлетними сроками. Если бы он возглавил оппозицию сейчас, он бы подчеркнул тот факт, что наш нынешний премьер-министр находится у власти так долго, что потерял всякую связь с реальностью, тащится в аэропорт, чтобы встречать каждую доставку вакцины, но не сумел выразить свои соболезнования (даже с помощью Zoom в наши дни социального дистанцирования) любой из пяти тысяч семей, потерявших родственников в результате пандемии.

Будучи лидером оппозиции, Нетаньяху из гибели израильтян умел бессердечно и цинично сделать политический комбикорм для поддержки своих сторонников. В середине 1990-х годов, когда ХАМАС развязала кампанию по подрыву автобусов, Нетаньяху спешил на места катастроф и, еще до того, как бывали извлечены все обугленные тела, обвинял в их гибели тогдашнего премьер-министра Ицхака Рабина.

Как указал обозреватель газеты Haaretz Нехемия Штраслер, лидер оппозиции Нетаньяху, пытаясь свергнуть политического соперника — как говорится в еврейской пословице, «танцуя на крови», — никогда не испытывал угрызений совести. И сейчас, в связи со смертью от ковида более пяти тысяч израильтян и третьей изоляцией, закончившейся бо́льшим, чем в ее начале, числом инфицированных, наш предполагаемый лидер оппозиции Нетаньяху, критикуя неспособность правительства обеспечить соблюдение карантина, проводил бы ежедневные пресс-конференции рядом с машинами скорой помощи, выстраивающимися в очередь, чтобы выгрузить последнюю партию неотложных жертв коронавируса.

Затем, конечно, мы имеем факт, что Нетаньяху было предъявлено обвинение во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием, и следующее слушание его дела назначено на ближайший понедельник в районном суде Иерусалима. Вспомним, что в 2008 году Нетаньяху настаивал на том, чтобы Ольмерт ушел в отставку еще до того, как решалось, предъявить ему обвинение или нет. Тогда он страстно аргументировал свой призыв так: «Премьер-министр, погруженный по горло в судебные дрязги, не имеет морального права принимать судьбоносные решения»

Боже, как он тогда был прав! С тех пор Нетаньяху своими последовательными и решительными атаками на судебную и правоохранительную системы сам доказал, что нельзя доверять руководство страной премьер-министру, находящемуся под следствием, а затем и получившему обвинительное заключение. Именно потому, что будущее Нетаньяху как свободного человека стало зависеть от того, сможет ли он уклониться от правосудия, он сыграл в запрещенную игру, по сути потребовав у страны искупления. Нетаньяху начал преступно препятствовать принятию государственного бюджета, чтобы выиграть время для создания нового правительства, которое должно предоставить ему то, в чем он так отчаянно нуждается — иммунитет от судебного преследования.

Сегодняшние противники Нетаньяху не смогли результативно использовать ни один из этих фатальных для него фактов — чрезмерно долгое пребывание у власти, рост числа погибших от COVID-19, обвинение по серьезным уголовным обвинениям и преднамеренно совершенную им диверсию государственных институтов. Отчасти это связано с катастрофическим решением Бени Ганца после последних выборов присоединиться к правительству Нетаньяху.

Предав избирателей «Сине-белых» и поддержав Нетаньяху, Ганц дал карт-бланш премьер-министру, продолжающему оставаться у власти, несмотря на его проблематичные отношения с законом. Хотя Ганц с запозданием признал свою ошибку и упорно настаивает, что «Сине-белые» будут бороться на выборах в следующем месяце, он тем самым поставил большинство «анти-нетаньяховцев» в уязвимое положение из-за вполне реальной (и — ввиду поступка лидера — вполне заслуженной) возможности того, что «Сине-белые» не смогут пересечь избирательный порог.

Осталось чуть больше месяца до выборов. И лидеру партии «Йеш Атид» Яиру Лапиду нужно активизировать свою игру, убедить Ганца уйти и вырвать важнейший листок из сценария Нетаньяху, при каждой возможности подчеркивая: Израилю нужен новый премьер-министр и функционирующее коалиционное правительство.

У Лапида есть то преимущество, что ему не нужно убеждать электорат голосовать за него: правоцентристы, встревоженные тем, как Нетаньяху подорвал репутацию «Ликуда» в вопросе уважения к верховенству закона, имеют возможность проголосовать за партию «Тиква Хадаша» Гидеона Саара. Опросы показывают, что большинство в стране хочет, чтобы Нетаньяху и его семью вышвырнули из резиденции премьер-министра — это будет самое выигрышное дело Лапида.

Jerusalem Post, перевод Марии Якубович

Похожие статьи