| Арье Барац
Арье Барац

Холокост от Бога?

Холокост от Бога?
Свитки Торы, сохраненные во время нацистской оккупации Восточной Европы

Беседуем с писателем Арье Барацем о преступлениях Холокоста в контексте библейских предсказаний.

Очередная годовщина Холокоста не обошлась без попыток его отрицания. Он не нуждается в доказательствах. Но размышлять о чудовищном преступлении, осмысливать его необходимо. Этим занят философ, религиовед и писатель Арье Барац. Беседовал Сергей Поживилко, иностранный корреспондент «Нашей Версии».

– Арье, иудаизм определяет евреев как народ миссии. В священных книгах предсказаны гонения, рассеяние и возвращение на землю предков, угрозы полного уничтожения. Насколько в этом свете закономерен был Холокост?

Те бедствия, которые предречены в Библии еврейскому народу за его неверность, сами по себе устрашающи: «Если не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, чтобы строго исполнять все заповеди Его и уставы Его… пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком начинании руки твоей, какое ни станешь ты делать, пока не будешь истреблен, пока не погибнешь вскоре за злые дела твои, за то, что оставил ты Меня... Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; путем одним выступишь ты против него, и семью путями побежишь от него, и станешь ты ужасом для всех царств земли.... И будешь служить врагу твоему, которого нашлет Господь на тебя, в голоде и в жажде, и в наготе, и в лишении всего; и возложит он ярмо железное на шею твою, пока не истребит тебя....»

Тем не менее, завершаются эти проклятие еще одним – дополнительным пассажем:

«Также всякую болезнь и всякий удар, о которых не писано в книге закона этого, наведет их Господь на тебя, пока не будешь истреблен» (Втор 28:1-61).

Многие относят это – запредельное – предостережение именно к Холокосту.

– Бедствие вызвало переворот в сознании миллионов людей. Кто-то поверил в Бога, кто-то в нем разочаровался. Событие такого масштаба требует осмысления. Знаменитый раввин Шнеерсон, которого спасли от уничтожения офицеры абвера, говорил о Холокосте, как о наказании за безверие.

Многие религиозные евреи уверены, что Холокост – это наказание, и пытаются ответить за что именно оно последовало. Спектр мнений, высказанных по этому вопросу, весьма широк. Очень часто катастрофу объясняют массовым отходом евреев от религии. По мнению многих ультраортодоксов, катастрофа – это расплата за ассимиляцию. При этом, как, в частности, считает р. Менахем Эммануль Гартум, план «окончательного решения» зародился в именно в Германии, потому что тут ассимиляция приняла самые внушительные масштабы.

Антисионисты, в частности раввины сатмарского хасидизма, усматривают в случившемся расплату за самочинную попытку создания государства евреев. Сионистские раввины, в первую очередь рав Цви Иегуда Кук – утверждают прямо противоположное – безразличие евреев к сионизму, их массовое игнорирование создания своего государства – вот что повлекло катастрофу. Но, в сущности, все понимают, что это лишь предположения. Ведь только Бог может объяснить, чем был вызван Его гнев, а пророчество иссякло, и пока оно не возродится, истина будет скрыта от нас. Так, р. Ицхак Гутнер пишет: «У нас нет права истолковывать эти события… ибо претензия на какие-либо знания в этой области равносильна претензии на пророческое дарование». А для Андре Неера пережитое им в принципе не могло быть «за что-то». Он пишет: «Мы должны укрепиться на позиции Иова и заявлять: Я невиновен. Как защитник народа Израиля заявляю, что народ Израиля был и остается поныне невиновным. Это сокрытие лица».

Многие относят это – запредельное – предостережение именно к Холокосту.

– Бедствие вызвало переворот в сознании миллионов людей. Кто-то поверил в Бога, кто-то в нем разочаровался. Событие такого масштаба требует осмысления. Знаменитый раввин Шнеерсон, которого спасли от уничтожения офицеры абвера, говорил о Холокосте, как о наказании за безверие.

Многие религиозные евреи уверены, что Холокост – это наказание, и пытаются ответить за что именно оно последовало. Спектр мнений, высказанных по этому вопросу, весьма широк. Очень часто катастрофу объясняют массовым отходом евреев от религии. По мнению многих ультраортодоксов, катастрофа – это расплата за ассимиляцию. При этом, как, в частности, считает р. Менахем Эммануль Гартум, план «окончательного решения» зародился в именно в Германии, потому что тут ассимиляция приняла самые внушительные масштабы.

Антисионисты, в частности раввины сатмарского хасидизма, усматривают в случившемся расплату за самочинную попытку создания государства евреев. Сионистские раввины, в первую очередь рав Цви Иегуда Кук – утверждают прямо противоположное – безразличие евреев к сионизму, их массовое игнорирование создания своего государства – вот что повлекло катастрофу. Но, в сущности, все понимают, что это лишь предположения. Ведь только Бог может объяснить, чем был вызван Его гнев, а пророчество иссякло, и пока оно не возродится, истина будет скрыта от нас. Так, р. Ицхак Гутнер пишет: «У нас нет права истолковывать эти события… ибо претензия на какие-либо знания в этой области равносильна претензии на пророческое дарование». А для Андре Неера пережитое им в принципе не могло быть «за что-то». Он пишет: «Мы должны укрепиться на позиции Иова и заявлять: Я невиновен. Как защитник народа Израиля заявляю, что народ Израиля был и остается поныне невиновным. Это сокрытие лица».

Беседовал Сергей Поживилко, Версия
Похожие статьи