| Алон Таль
Алон Таль

Вскрытие кита показало

Вскрытие кита показало

Расследование разлива нефти в Средиземном море демонстрирует, насколько из рук вон плохо подготовлен Израиль к предотвращению и устранению неизбежных будущих экологических катастроф.

Вчера я присутствовал на очень необычном вскрытии. Его проводили главный ветеринар Управления парков и природы Израиля доктор Рони Кинг вместе с двумя ветеринарами-патологоанатомами Еврейского университета. Эксперты пытались понять, что сгубило молодого 19-тонного финвала (сельдяного кита), тушу которого выбросило на израильский пляж Ницаним.

После того, как они вскрыли тело огромного существа, в его внутренностях обнаружились значительные скопления смолы. Лабораториям потребуется некоторое время, чтобы подтвердить главную версию причину смерти кита – но все зоологи на месте поставили единственный предварительный диагноз: смерть в результате отравления нефтепродуктами.

EuhTt2_WQAMot1h.jpeg

Опыт недавнего разлива нефти с последующей экологической катастрофой в виде залитых дегтем израильских пляжей особенно печален, поскольку показывает, насколько хрупки, казалось бы, огромные экологические системы и насколько незначителен экологический прогресс.

Я помню, как в детстве ходил на израильские пляжи. Они были хронически грязными от местных сточных вод, которые свободно текли в Средиземное море, и смолы – сгустков свернувшейся нефти, которая обычно сбрасывалась с танкеров и судов, пересекающих Средиземное море. Я привык плавать пятнадцать минут, а затем тратил час, вытирая ноги скипидаром, чтобы смыть маслянистую смолу.

В 1976 году все стало меняться. Израиль подписал Барселонскую конвенцию о защите Средиземноморья от загрязнения и вместе с 16 странами бассейна начал менять свое отношение к этому культовому ресурсу. Судам, которые всегда сбрасывали нефтесодержащие балластные воды в море перед заходом в порт, запретили это делать. Новые требования к танкерам (двойной корпус) резко снизили вероятность утечек. Пляжи стали чище для людей и более здоровыми для морских обитателей.

Но на этой неделе десятилетия устойчивого, казалось, прогресса, были залиты сотнями тонн смолы, затопившей израильские пляжи. Заражение произошло от разлива нефти, предположительно с корабля примерно в 50 километрах от израильского побережья, хотя фактическая причина остается неясной. По аэрофотоснимкам, в утечке могло быть виновато любое из 10 судов.

В новостях по всему миру о ЧП сообщалось, как о крупнейшем разливе нефти, когда-либо происходившем в Израиле, с отложениями смолы на всем 195-километровом побережье Средиземного моря. Ужасные кадры с морскими черепахами, птицами и рыбами, покрытыми ядовитой маслянистой массой, безжизненно валяющимися на берегу, заполонили телеэкраны. Но именно 19-тонный финвал, выброшенный на пляж в четверг, стал главным, определяющим масштабы экологической катастрофы, образом.

big_589991.jpg

Сельдяные киты из семейства полосатиков не редкость в Средиземном море - по оценкам, их популяция в нем составляет до 5 тысяч особей. Но они не относятся к морским видам, которые знакомы израильтянам, поскольку редко заходят в восточный бассейн. Управлению природы потребовалось три дня, чтобы собрать научную команду, которая могла бы взять необходимые образцы тканей и подготовить по ним отчет.

Руководивший операцией Рони Кинг десятилетиями работал с представителями самой разнообразной дикой природы Израиля, но никогда не видел ничего подобного. По оценке Кинга, кит оказался несколько больше первоначальных оценок - 17,5 метра - вероятно, его длина достигала 19.

_117092831_gettyimages-1231258553 (1).jpg

Разглядывая кишки первого кита, которого я когда-либо видел вблизи, мое первое впечатление было, разумеется, связано с его огромными размерами, символом удивительной и загадочной экосистемы под волнами. Но даже это самое могущественное из существ не может выжить, когда его единственный дом заражен отходами человеческого прогресса. Разрезанное брюхо лежащего передо мной молодого кита с черными от смолы внутренностями наглядно демонстрировало его уязвимость.  

Для захоронения кита власти подготовили огромную яму рядом с береговой линией. Доставили к туше бульдозеры, чтобы увезти останки. Вероятно, после разложения плоти кости будут выкопаны и выставлены в музее. Как я уже говорил, киты в этих краях очень редки.

Системный провал правительства

Как профессор государственной политики, я, естественно, ищу уроки, которые можно извлечь из экологической катастрофы. Экологи критически относятся к вялой реакции правительства. По причинам, которые остаются неясными, даже несмотря на то, что массовый разлив нефти был идентифицирован десять дней назад, береговая охрана и патрули по охране окружающей среды поняли, что это катастрофа, только когда нефть уже оказалась в израильских водах, свернувшись в сотни тонн смол. Если бы реакция была своевременной, когда нефть еще была в открытом море, очистка была бы гораздо более эффективной, а ущерб - менее значительным. Очевидно, что необходимо улучшить координацию с европейскими агентствами по морскому мониторингу.

Высокопрофессиональная группа по защите морской природы Министерства окружающей среды по-прежнему недофинансирована и не укомплектована кадрами. Это результат системной неудачи правительства. В 2008 году кабинет одобрил стратегию реагирования на чрезвычайные ситуации, которую должны были оформить в виде закона с регулярным финансированием. Закон обеспечил бы гораздо более сильное присутствие в сфере регулирования и реагирования на загрязнения, создав, например, экологические станции на побережьях Хайфы и Ашкелона, такие как морской охранный пост в Эйлате. Печальная правда заключается в том, что пока существует судоходство, будут происходить человеческие ошибки и загрязнения.

7134491_1559708.jpg

Но, как и многие официальные экологические обещания Израиля, резолюция так и не вышла за рамки кабинета министров. Политически слабое и плохо финансируемое министерство окружающей среды, возглавляемое кучкой политиков, которые никогда не хотели этого назначения, так и не смогло собрать политическую волю, чтобы претворить план действий в жизнь. 

Несмотря на новые проблемы, связанные с гигантскими израильскими установками по добыче газа, и угрозы, которую их нефтесодержащий конденсат представляет для береговых линий, возможности Израиля по обеспечению соблюдения законов на побережье существенно не расширились. Разлив, произошедший на этой неделе, показал, насколько мы беспомощны, чтобы отреагировать в режиме реального времени на опасность на расстоянии 50 километров.

В целом Израилю необходимо быть более активным в своей морской политике. Биологи-призывают объявить 30% средиземноморских вод Израиля морскими заповедниками. Пока это коснулось только 3% морских угодий, планируются еще 10-15%.  По оценке ООН, чрезмерный вылов рыбы в Средиземном море носит хронический характер: более 60% промысловых видов в море не могут обеспечить устойчивую популяцию из-за перелова. Израиль должен внести свой вклад в дело сохранения рыбных ресурсов.

Нынешний нефтяной потоп прежде всего стал тревожным звонком. Хотя на очистные работы и ликвидацию последствий ЧП (удаление, утилизацию смол и распад), потребуется не менее года, министерство окружающей среды все еще не объявило нефтяной выброс экологическим бедствием. А эта медлительность почти целиком перекладывает очистку на муниципальные власти, которые слишком плохо оснащены для выполнения этой задачи.

В действительности же итоги разлива нефти могли быть намного хуже. Например, опреснительные установки, обеспечивающие нас питьевой водой, работают. И хотя официально пляжи объявлены закрытыми, весной они снова откроются для купальщиков.

Неправительственные организации, такие как EcoOcean и Zalul, вместе с тысячами добровольцев, которые спонтанно откликнулись на происшествие, на прошедших выходных спустились на городские пляжи в перчатках и с полиэтиленовыми пакетами, чтобы физически удалить маслянистую черную грязь. 

maxresdefault.jpg

И действительно, они очень помогли – значительное количество смолы удалено. Общественный резонанс отражает глубокую ответственность всех граждан Израиля за израильское побережье. Для миллионов израильтян грохот волн и открытые песчаные пейзажи во время пандемии стали настоящим убежищем от удушья изоляции.

Принимая во внимание новую реальность, с которой сталкивается Средиземноморье, благочестивые заявления политиков, таких как премьер Нетаньяху, который посетил Ашдод, чтобы воочию оценить ущерб, теперь кажутся особенно пустыми и даже лицемерными. 

Помимо растущей оффшорной добычи природного газа, в рамках новых «Соглашений Авраама» 120 нефтяных танкеров начнут доставлять нефть из Персидского залива в Эйлат. Оттуда 30 миллионов тонн нефти в год будут поставляться по трубопроводу в Ашкелон для отправки через Средиземное море в Европу.

Хотя каждый понимает заинтересованность Израиля в помощи своим новым друзьям в Персидском заливе, в мире, который быстро движется к экономике, основанной на возобновляемых источниках энергии, подобная близорукая, циничная приверженность снова ставит правительство на неправильную тропу истории - и экологии. И китам, и другим морским организмам, которым нужны условия обитания в постоянно переполненном и находящемся под угрозой Средиземном море, внимания в этих реалиях почти не уделяется.

Перевод с Times of Israel Артема Добровольского

Похожие статьи