«Борьба с эпидемией важна, но стоит ли она разрушения свободы?»

«Борьба с эпидемией важна, но стоит ли она разрушения свободы?»

Пандемия коронавируса показала, что человечество больше не столь беззащитно перед болезнями, как раньше, считает автор Sapiens Юваль Ной Харари. Он подвел основные итоги первого года с COVID-19 и описал возможные новые угрозы. Писатель считает, что людям надо охранять цифровую инфраструктуру, контролировать политиков и учиться быть альтруистами.

Эпидемии перестали быть неконтролируемыми силами природы: наука превратила их в управляемое испытание, и теперь человечество далеко не беспомощно, написал израильский писатель, автор Sapiens Юваль Ной Харари в статье для Financial Times. По мнению писателя, это главное, что показал 2020 года. Он выделил основные выводы, которые люди и государства должны сделать из первого года пандемии COVID-19, и угрозы, которые могут ждать впереди. Forbes кратко их пересказывает.

·         Раньше эпидемии нельзя было остановить: невозможно отслеживать контакты зараженных, а карантин привел бы к разрушению экономики, социальному взрыву и массовому голоду. Сейчас автоматизация и интернет позволили отправить большинство людей по домам, и цивилизация не рухнула.

·         Торговля на протяжении всей истории была одной из главных причин пандемий, потому что болезни распространялись по миру на судах и караванах. «Чтобы управлять даже небольшими морскими судами, нужны были десятки моряков, и переполненные корабли и гостиницы были рассадниками болезней», — пишет Харари. Еще одна зона риска — фермерство. «Скажете рабочим оставаться дома во время сбора урожая — получите голод. А если скажете идти и собирать урожай, то они могут заразить друг друга», — отмечает писатель. Сейчас для работы поездов, комбайнов, контейнеровозов и других машин нужно меньше людей, а значит, уменьшается и риск заражений и распространения болезни. Сельское хозяйство и торговля практически не заметили пандемию.

  • Интернет не рухнул, выдержал напряжение после резкого роста трафика из-за перехода на удаленку и в онлайн. Но человечество стало более уязвимо перед вредоносными программами и киберпреступностью. Атака на цифровую инфраструктуру может стать «следующим коронавирусом», пишет Харари. Если COVID-19 потребовались месяцы на распространение по миру, интернет может обрушиться за один день. Защищать цифровую инфраструктуру — первый урок пандемии COVID-19.  
  • Наука не может заменить политику. А именно из-за плохих политических решений мир пережил столько страданий и смертей.

·         Технологии позволили следить за людьми для выявления зараженных. Но надзор нарушает приватность и ведет к тоталитаризму. «Борьба с эпидемией важна, но стоит ли она разрушения свободы в процессе?» — спрашивает Харири. Наблюдение должно быть двусторонним: если государство и корпорации следят за людьми, то и люди должны следить за правительствами и крупным бизнесом.

·         Собранные данные о людях должны использоваться только для их блага, а не манипуляций, контроля и вреда, пишет Харари. Нельзя передавать их корпорациям и политическим партиям. Нельзя позволять слишком большому объему данных концентрироваться в одном месте. Это неэффективно, но в данном случае это преимущество. Монополия на информацию — путь к диктатуре, предупреждает писатель.

·         Человечество пока проваливает сдерживание пандемии. Если ученые сотрудничали на международном уровне, то политики стремились к вражде. Они не смогли собрать международную коалицию против вируса и составить глобальный план.

·         Альтруизм сейчас необходим для обеспечения национальных интересов. Пандемия не закончится, пока вирус не окажется под контролем по всему миру. Одна мутация в удаленном от центров цивилизации уголке может запустить пандемию заново. Поэтому богатые страны должны помогать бедным.

  • Второй урок пандемии: каждая страна должна больше инвестировать в систему здравоохранения. Третий: нужно основать влиятельную глобальную систему для отслеживания и предотвращения пандемий. У Всемирной организации здравоохранения и других структур сейчас нет денег и политического характера для этого.
Forbes
Похожие статьи