| Юрий Бочаров
Юрий Бочаров

Экологическая катастрофа в Израиле: во всем виноват EBN?

Экологическая  катастрофа в Израиле: во всем виноват EBN?

В середине февраля штормом на средиземноморское побережье Израиля были выброшены тонны нефтепродуктов. Общая протяженность полосы загрязнения составила около 160-170 км. Нефтепродукты достигли и побережья Ливана. Специалисты в области охраны окружающей среды говорят о самой тяжелой экологической катастрофе на побережье Израиля за последние десятилетия.

В Израиле уже на раз случались экологические катастрофы, связанные с разливами нефти. В основном это были проблемы, связанные с устаревшим оборудованием на нефтеперерабатывающих заводах или же с ошибками при проведении планового ремонта израильского нефтепровода между Эйлатом и Ашдодом. При этом не раз случались разливы топлива с судов, пришвартованных в израильских портах. Однако впервые столь серьезная катастрофа произошла в море и не по вине Израиля.

В результате загрязнения воды и прибрежной полосы погибло множество морских животных, а сотня километров пляжей не пригодна для купания ввиду загрязнения нефтепродуктами. Министерства экологии, здравоохранения и внутренних дел опубликовали заявление, в котором гражданам Израиля предписано воздерживаться от посещения пляжей Средиземного моря с какими-либо целями до особого распоряжения. Запрет касается занятий спортом на берегу, купания и отдыха. Граждан, за исключением записавшихся добровольцев, просят не приближаться к загрязненным пляжам и не пытаться очищать их самостоятельно, поскольку эти действия требуют соответствующей подготовки и использования надлежащих защитных средств.

Выяснилось (как уже было не раз), что ни профильные министерства, ни прибрежные муниципалитеты, не оказались готовы к отработке сценариев загрязнения, и у них даже обнаружились серьезные проблемы с оборудованием и техникой. В результате очисткой побережья вручную занимаются волонтеры и солдаты. Естественно, что на показательной очистке пляжей засветилось немало политиков, не побрезговавших использовать катастрофу при проведении своей рекламной политики, а управление парков и заповедников Израиля открыло центр регистрации добровольцев, предлагающих свою помощь при очистке побережья от мазута.

23 февраля правительство одобрило предложение Нетаньяху и министра охраны окружающей среды Гилы Гамлиэль о выделении 45 миллионов шекелей на устранение последствий загрязнения нефтепродуктами средиземноморского побережья страны. Это решение должно привести к интенсификации работ по очистке пляжей. Но пока неизвестно, на что именно будут потрачены выделяемые средства и будет ли закуплена специальная техника для очистки морского побережья (ранее представители Минэкологии заявляли, что необходима ручная очистка).

В то же время выяснилось, что решение правительства о выделении 15 миллионов шекелей на Национальную программу готовности к разливам нефти и нефтепродуктов на море, утвержденное еще правительством Эхуда Ольмерта, так и осталось на бумаге, не получив ни шекеля финансирования.

Только 21 февраля в министерстве экологии признали, что на момент экологической катастрофы Израиль не имел абонемента на получение информации от европейской спутниковой системы мониторинга загрязнений. По словам представителей министерства, срок действия предыдущего абонемента истек три месяца назад и велись переговоры о его продлении. Не факт, что наличие абонемента позволило бы предотвратить загрязнение побережья (штормовая погода и низкая облачность мешали работе спутников и возможной операции по очистке водной поверхности), но без абонемента шансов на это было еще меньше.

В ходе проверок выяснилось, что разлив нефтепродуктов произошел с морского судна в 130 километрах от побережья Израиля. Европейские спутники показывали наличие нефтяного пятна в этом районе 5 февраля, а 11 февраля оно было зафиксировано спутниками уже в 50 километрах от израильского побережья. Кроме того, имеются два нефтяных пятна в районе между Кипром и Сирией. Изначально предполагалось, что речь идет о мазуте или о каких-то отработанных маслах. Анализы показали, что причина загрязнения — сырая нефть, что позволило сократить количество подозреваемых судов с 35 до 4.

Первоначально появились сведения о том, что одним из «подозреваемых судов» является танкер Minerva Helen, шедший под греческим флагом. 11 февраля это судно покинуло египетский Порт-Саид и направилось в сторону побережья Израиля. По версии, представленной в этой публикации, после разлива нефти танкер развернулся и вернулся в другой порт в Египте. Однако после проверки танкера в порту Кипра с него были сняты все подозрения.

В дальнейшем, после получения новой информации и анализа всех данных, в Израиле пришли к выводу, что к катастрофе причастен танкер Emerald. Прямыми доказательствами вины именно танкера Emerald министерство экологии Израиля на данный момент не располагает, однако все косвенные доказательства, включая исключение из подозреваемых трех остальных танкеров, указывают именно на него.

Устаревший танкер Emerald (ему 19 лет), который не допускается в порты Европы и США, раньше носил имя EBN BATUTA, принадлежал государственной нефтяной компании Ливии и ходил под флагом Мальты. Незадолго до отплытия из иранского порта он сменил приписку на Маршалловы острова, а флаг — на панамский. При этом известно, что принадлежит танкер по-прежнему компании, базирующейся в Ливии.

Танкер Emerald — судно длиной 250 метров и шириной 44 метра — принял на борт около 700 тысяч баррелей нефти в Иране или в Ираке 14-18 января 2021 года. 20 января судно прошло Ормузский пролив, а 31 января – Суэцкий канал. После этого почти на сутки судно пропало с радаров, выключив передатчик и двигаясь по направлению к Сирии. С 3 по 14 февраля судно находилось в районе Сирии, а когда оно ложилось на обратный курс, его осадка свидетельствовала о том, что оно разгружено. Это означает, что в море у берегов Сирии произошла перекачка нефти на другое судно. В этот момент, видно, и произошла утечка нефти, которая 17-18 февраля была выброшена штормом на израильское побережье. 15 февраля Emerald уже снова в Суэцком проливе, 27 февраля — в Ормузском проливе, а затем судно зашло в иракский порт Умм-Касем, возле Басры.

3 марта министр экологии Гила Гамлиэль объявила на пресс-конференции в Иерусалиме, что к загрязнению нефтепродуктами израильского побережья Средиземного моря причастно «пиратское» судно Emerald, принадлежащее ливийской компании. «Это не просто экологическое преступление, это экологический терроризм, — заявила Гамлиэль. — Иран занимается террором не только с помощью ядерного оружия или пытаясь закрепиться на наших границах. Иран занимается террором, нанося вред окружающей среде. Наша борьба с загрязнением и нанесением вреда окружающей среде — имеет мировое значение», — говорилось в заявлении министра. При этом Министерство экологии сообщило, что на израильском берегу уже было собрано 120 тонн нефтяных отходов.

Специалисты Минэкологии Израиля, в отличие от своего министра, не спешат заявлять однозначно, что речь идет о «терроризме». Они не исключают, что танкер Emerald слил нефтепродукты в море в результате технической неисправности. Но при этом подчеркивается, что доставка нефти из Ирана в Сирию была «пиратской».

В Министерстве обороны Израиля заявляют, что их ведомство не принимало участия в расследовании и не располагает доказательствами того факта, что речь действительно идет об «экологическом теракте», и выразили удивление по поводу заявления министра экологии. Было отмечено также, что и «Моссад» в расследовании не участвовал, а ЦАХАЛ оказывал помощь Минэкологии в мониторинге Средиземного моря после загрязнения побережья нефтепродуктами.

На данном этапе власти Израиля не возлагают на Иран ответственность за этот инцидент, отмечает радиостанция «Кан Бет», но намерены добиваться выплаты компенсации. В тоже время граждан Израиля менее всего волнует вопрос, был ли это террор или только авария. Вопрос в другом: почему в очередной раз министерства не оказались готовы к экстремальным ситуациям, почему не выполняются ранее принятые решения, почему из-за мелочной торговли между сотрудниками министерства экологии Израиль на время был отключен от европейской спутниковой системы мониторинга загрязнений? И почему не было принято никаких мер, когда за неделю до катастрофы огромное нефтяное пятно было замечено в 50 км от побережья Израиля? А ведь если бы и вправду это была подготовленная террористическая акция и Танкер Emerald, находясь напротив израильских берегов, просто бы слил в море все свои 100 тысяч тонн сырой нефти и так же бы незаметно ушел бы в родные пенаты… Что тогда бы было бы со всей побережьем и всей экологией да и экономикой Израиля? И кто вообще готов ответить на эти вопросы и кто должен обеспечить реальную экологическую безопасность страны? Как я понимаю, обращаться не к кому. Все политики заняты своей избирательной кампанией, а добровольцы продолжают очищать пляжи.

Похожие статьи