В израильской политической системе слишком много парадоксов. Возможно, это связано с тем, что желающих встать у руля большой политики много. Можно сказать — даже слишком много. При этом если раньше борьба шла между идеологиями, то со временем у всех партий стали появляться практически идентичные программы и лозунги, так что избиратель стал путаться в них. После этого началась борьба между блоками, при этом каждому из претендентов на голоса олим в основном приходилось объяснять не свою программу, а лишь доказывать, к какому лагерю он принадлежит — к правому или к левому. Здесь стало модным навешивать ярлыки, объявляя одних псевдоправыми, а других — недостаточно левыми. То есть, достаточно лидеру партии заявить, что он готов рассматривать коалицию с представителем другого блока, как его сразу пытаюсь предать анафеме, заявляя о «продаже родины».
В общем, сегодня трудно понять: кто воюет за электорат и его интересы, так как основная компания идет под лозунгом «за или против Биби». И все это возведено в рамки борьбы между силами «тьмы и света», при этом естественно, что каждая из стороны, считает, что именно она несет «свет» стране. Хотя истина заключается в том, что все наши политические лидеры, в сущности, на одно политическое лицо. Никто из них не готов платить истинную цену и до конца отстаивать интересы своего электората. Хотя и наше общество так раздроблено и так политизировано, что практически невозможно сегодня решить проблемы одних, не влезая в карман других. Возможно, поэтому все политики всегда готовы к компромиссам, правда, в основном в ущерб интересам собственного электората. Но кого интересует электорат, особенно после выборов?
Не являются исключением и новые, «внеочередные» четвертые досрочные выборы. И снова судьба выборов целиком зависит от мелких партий, находящихся на грани электорального барьера. В пятницу вечером, 19 марта, центральные телеканалы в последний раз передали данные предвыборных опросов. После этого публикация новых опросов запрещена. По данным опросов, вместе с партией «Ямина» блок Нетаньяху получает 60 мандатов. Оба опроса показывают, что в кнессет проходят и МЕРЕЦ, и «Кахоль Лаван», и РААМ Мансура Аббаса — каждая из них получает по 4 мандата. В итоге, если 23 марта израильтяне проголосуют так, как предсказывают опросы, решать судьбу страны будет именно партия РААМ, политическое крыло Южной ветви Исламского движения. У которой большинство избирателей — израильские арабы-националисты и религиозные фундаменталисты.
Как уже не раз отмечалось и во время предыдущих кампаний, «ключ» от коалиции находится в руках малых партий. На двух последних внеочередных выборах «ключ» был в руках лидера НДИ Авигдора Либермана, но тогда он так и не решился открыть коалицию с ультраортодоксами. Правда, лучше от этого не стало никому, но все познаётся в сравнении. Всю нынешнюю предвыборную кампанию «ключ» находился в руках лидера партии «Ямина» Нафтали Беннета, который успел сделать много противоречивых заявлений, суть которых сводится к тому, что он готов поддержать любое правительство, где он будет играть решающую роль. И вот за пару дней до выборов, «ключ» оказался в руках в лидера арабской партии.
С одной стороны, трудно себе представить исламистское движение в одной коалиции с с ультраправым Бецалелем Смотричем, с другой — Нетаньяху давно и интенсивно контактирует с этой партией. Ситуация, при которой будет достигнуто закулисное соглашение о том или ином сотрудничестве между Ликудом и РААМ, реальна и может стать решающим фактором при определении судьбы будущей коалиции. Хотя это скорее говорит о дальновидности Биньямина Нетаньяху, сделавшего в преддверии регистрации партийных списков в ЦИК все, чтобы расколоть единый арабский список и вывести оттуда партию РААМ. При этом явно имея какие-то договоренности с ее лидером Мансуром Аббасом, вполне возможно, что при тупиковой ситуации, не позволяющей создать ни левое, ни правое правительство, Биньямин Нетаньяху может получит внекоалиционную поддержку партии РААМ, что позволит ему все же сформировать правительство меньшинства на определённый период. При этом депутатам от партии РААМ даже не придется голосовать, достаточно того, что они просто не придут на голосование, что позволит Нетаньяху даже при 59 или 60 мандатах утвердить свою коалицию.
То, что казалось совершенно нереальным еще совсем недавно, может реализоваться на наших глазах: исламистская партия дает жизнь правой коалиции. Но если отвлечься от политической конъюнктуры, нельзя не констатировать факт очевидных изменений, происходящих в арабском секторе Израиля. Партия, взявшая курс на сотрудничество с мейнстримом, открыто поддерживающая контакты с Нетаньяху, не только не оказалась в изоляции, но и близка к тому, чтобы в одиночку преодолеть электоральный барьер.
Объясняя свою позицию, председатель партии РААМ Мансур Аббас опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook на арабском языке заявление о своей позиции относительно формирования правящей коалиции. Аббас подчеркивает, что партия РААМ не принадлежит ни к правому, ни к левому лагерю и готова войти в то правительство, которое предложит ей большую плату за поддержку. Единственным категорическим условием для присоединение РААМ к коалиции является невхождение в нее Итамара Бен-Гвира (фракция «Оцма Йегудит» в блоке «Ционут Датит»). Однако, как мы понимаем, эти заявления о непринятии ультраправых говорят не о принципах, а, скорее всего, о торговле.
В качестве условия поддержки той или иной коалиции РААМ потребует письменных обещаний выполнения своих требований до того, как эта поддержка будет предоставлена. Мансур надеется, что партия РААМ может стать «предохранительным клапаном» для арабской общины при любом сформированном правительстве. «Если это будет правое правительство, РААМ сможет отстаивать права и интересы общины, как это показал недавний опыт. Если это будет левое правительство, РААМ защитит общину от продвижения законодательства, противоречащего ее принципам и традициям, поскольку такое правительство неизбежно будет опираться на светских лидеров, таких как Ницан Горовиц, Айман Уде, Мейрав Михаэли и Авигдор Либерман», — говорится в заявлении Аббаса.
Возможно, он несколько наивен, и пример Бени Ганца не пошёл ему на пользу, но Мансур Аббас почему-то считает, что после поддержки коалиции, как справа, так и слева, его не кинут, и арабская община будет как-то реально представлена в правительстве и, возможно, воспользуется плодами такого сотрудничества. Однако стоит учитывать не только наивность Мансура, но и реальные изменения в сознании «арабской улицы». Согласно углубленному социологическому исследованию, проведенному в арабском секторе по заказу программы имени Конрада Аденауэра по арабо-еврейскому сотрудничеству, на ближайших выборах общий список арабских партий получит от арабских избирателей 8 мандатов (точнее 8,3) Партия РААМ во главе с Мансуром Аббасом набирает 4 мандата. Партия Ликуд может рассчитывать на 1,6 мандата, что свидетельствует об успехе кампании ее лидера Биньямина Нетаньяху в арабском секторе. По полмандата от арабских избирателей получат МЕРЕЦ, Еш Атид и партия МААН-Яхад, возглавляемая Мухаммадом Давабше и не проходящая электоральный барьер.
При этом явка арабских избирателей составит не более 59%, что заметно меньше чем на прошлых выборах (64%). 24,9% арабских избирателей считают, что Биньямин Нетаньяху подходит на должность главы правительства. Кстати, среди израильтян в целом Нетаньягу получает 39% поддержки. По 14% отдают предпочтение Яиру Лапиду и Ахмаду Тиби, 11% — Айману Удэ, 4,6% — Гидеону Саару. При этом 46% арабских избирателей заявили, что арабские партии должны быть частью правящей коалиции, вне зависимости от того, кто будет ее формировать. 85,6% арабских избирателей больше всего интересует реализация программы по борьбе с криминалом. При этом веры в то, что программа будет реализована, очень мало (2,1 по пятибалльной шкале).
То есть, сегодня (а вернее завтра, после выборов), видимо, уже никого не удивит, что ультрарелигиозная, правая коалиция Биньямина Нетаньяху будет опираться на поддержку политического крыла Исламского движения партии РААМ, которая выступает за создание палестинского государства (на Западном берегу и в Секторе Газа) со столицей в Иерусалиме.
Как оказалось, партия РААМ вдруг стала кошерной и для партии ШАС. Ее лидер и министр внутренних дел Арье Дери сообщил, что его партия готова составлять коалицию вместе с арабской партией РААМ под руководством Мансура Аббаса. Хотя Дери и заявил об этом несколько витиевато, но он явно не против любой поддержки, лишь бы остаться в коалиции и на своем посту. «Я с ним не знаком. Я предпочел бы полагаться не на него, а на наш 61 мандат. Мы не можем полагаться ни на одну партию, которая не принадлежит к правому лагерю и религиозному сектору. Если Аббас потом решит поддержать, пусть поддержит», — заявил Дери.
Сегодня политики один за другим заявляют о необходимости избежать пятых за два последних года выборов. Возможно, это станет той лестницей, которую некоторые из них используют для того, чтобы спуститься с пьедестала громких обещаний и непререкаемых вето. Так что в ближайшее время мы увидим в действиях наших политиков много интересного, парадоксального и необъяснимого с точки зрения электората. Вполне возможно, что Нафтали Беннет сможет объяснить этим присоединение к любому правительству — как к правительству Биньямина Нетаньяху, так и к иной конструкции коалиции с противниками премьер-министра. Яир Лапид сможет объяснить при помощи довода о «национальной ответственности» союз с ультраортодоксами, а, возможно, и с Объединенным списком.
Пятых выборов не хочет никто. Но, по мнению многих, именно они являются наиболее вероятным итогом предвыборной кампании 2021 года. Хотя маловероятно, что и они принесут нам радость и облегчение, а главное — позволят сформировать «ответственное» правительство.