| Яков Шаус
Яков Шаус

Сон разума приближает новые выборы

Сон разума приближает новые выборы

Кризис возник не вчера и завершится не завтра

Три раза подряд в Израиле не смогли сформировать правительство, и вряд ли четвертая попытка будет успешной. Такое происходит впервые с момента провозглашения государства в 1948 году. Это говорит о том, что налицо не случайные арифметические флуктуации, а политический кризис, охвативший все общество.

Анализ ситуации стоит начать с итогов недавних выборов. Возможно, не все помнят точные цифры - для удобства читателей привожу их.

"Ликуд" - 30 мандатов, "Еш атид" - 17, ШАС - 9, "Кахоль-Лаван" - 8, "Ямина", "Авода", НДИ, "Яадут ха-Тора" - по 7, "Тиква хадаша", Объединенный арабский список, МЕРЕЦ, "Религиозные сионисты" - по 6, РААМ - 4.

Хотя Нетаниягу уверяет, что "народ выразил поддержку правым", сами правые не выразили поддержку ему! "Ликуд", "Ямина", "Тиква хадаша" и "Религиозные сионисты" получили в сумме 49 мандатов - менее половины еврейских голосов. При этом Беннет и Саар грозят сменить Нетаниягу, а Либерман дружит с Лапидом.

"Авода" и МЕРЕЦ, задававшие тон в израильской политике 1990-х годов, вообще превратились в аутсайдеров. Ни правый, ни левый лагерь не могут сформировать коалицию. Нетаниягу долго удерживался в кресле главы правительства благодаря союзу "Ликуда" с ультраортодоксами. Но и эти "естественные союзники" уже не гарантируют премьер-министру продления его полномочий.

Ослабление обоих флангов израильской политической системы вызвано прежде всего идеологическими причинами. Большинство партий понимают, что Палестинскую автономию "закрыть" невозможно. Никто в Израиле не надеется на возрождение социализма. Так как отличить левых от правых?

"Родина в опасности!"

Правые и левые размежевались еще до возрождения государства из-за разного отношения к палестинским арабам. После Осло необходимость продолжения мирных переговоров для левых стала догмой, но... так же догматично цепляние правых за лозунги неделимой Эрец-Исраэль!

Драма всех еврейских политиков состояла не в сползании вправо или влево, а в метаниях между мифами и реальностью! Маленький народ, не исчезнувший за несколько тысячелетий, много сделавший для человечества, не может не соблазниться лестными для себя мифами. Но конкретная работа по строительству своего государства требует реалистического мышления. Несмотря на развал левого лагеря, "Ликуд" оказался в политическом тупике, потому что израильская реальность - это не описанная в ликудовских агитках борьба еврейских "патриотов" с "предателями", а поиск оптимальных условий развития нации. Сегодня Яир Лапид и Юлий Эдельштейн видят те же помехи на пути этого развития.

Задолго до Норвежских соглашений Бегин внес в первый мирный договор с арабской страной обязательство Израиля о предоставлении самоуправления палестинским арабам. Именно "правый экстремист" Бегин, возвративший Египту Синай, материализовал принцип "территории в обмен на мир".

После Осло Нетаниягу, рвавшийся к власти в "Ликуде", сумел оглушить израильтян криками о левых "капитулянтах". Рабина и Переса стоило критиковать за то, что они не смогли остановить волну террора. Но правые подменили дискуссию о сосуществовании с палестинскими арабами нападками на Арафата. Всю эту болтологию развеяли выборы 1996 года: новый премьер-министр Нетаниягу обнялся с Арафатом, назвал его своим другом. Биби вывел ЦАХАЛ из Хеврона и подписал с раисом Соглашение Уай о передаче под его юрисдикцию 13% территорий!

Если выяснять, почему безопасность Израиля оказалась под угрозой, то надо вспомнить войну в Персидском заливе в 1991 году. Ликудовский премьер Шамир первым из израильских лидеров нарушил важнейший принцип: отвечать на любую агрессию сокрушительным ударом! Он стерпел обстрелы "Скадами". Но Саддам вдохновил "Хизбаллу" и ХАМАС на атаки против Израиля! А Нетаниягу впоследствии находил причины не отвечать на ракетные обстрелы из Газы. Выплата им компенсаций Эрдогану за турецких террористов, погибших в бою с израильским спецназом, - беспрецедентное решение, которое не пришло бы в голову левым лидерам.

Нетаниягу отказался от лозунга неделимой Эрец-Исраэль не перед прошлогодними выборами, а когда шел на уступки "другу" Арафату, когда сидел в правительстве Шарона до 9 августа 2005 года ("размежевание" началось15 августа...), когда признал перспективу двух государств для двух народов в бар-иланской речи 2009 года.

В свое время Нетаниягу клеймил Рабина за оснащение палестинской полиции автоматами. Сегодня ликудовская пропаганда превозносит нормализацию отношений с арабскими странами, которые за свое "миролюбие" получат огромное количество суперсовременных американских истребителей...

Я совершенно не собираюсь доказывать, что в упомянутые периоды своей политической деятельности Нетаниягу действовал неправильно! Будущее покажет. Но пора понять, насколько похожими курсами шли наши правые и левые лидеры в последние десятилетия! Просто левые бесхитростно твердили о мире, теряли голоса, а правые делали то же самое, называя это защитой Израиля и укрепляясь у власти.

Пропаганда, подстрекательство, размягчение мозгов

Оппортунизм Нетаниягу давно компенсируется чудовищно агрессивной пропагандой "Ликуда". Она занялась оголтелой делигитимацией огромных секторов населения. Раньше правые дискутировали, что-то доказывали. Теперь ликудовская пропаганда грубо вбивает в мозги обывателей: левые - предатели, думающие только о том, как бы продать Израиль арабам. Соответственно, все арабы - в том числе граждане Израиля - враги нашей страны и пособники террористов.

Любое возражение правого политика премьер-министру навлекает на него обвинения в левизне! Этот доносный стиль, очень напоминающий знакомую нам страну, где бдительные органы расстреливали предателей, шпионов, врагов народа, усваивается не только в "Ликуде".

Когда Беннет возглавил "Еврейский дом", Либерман был очень обеспокоен усилением партии, воспринимавшейся как правая альтернатива "Ликуду". Никого так не третировали пропагандисты НДИ, как Беннета и Шакед. Это принесло плоды: лидер в кипе непопулярен среди "русских".

Не теряется и пропаганда ультраортодоксальных партий. Поскольку среди их критиков появился Либерман, харедим заголосили, что антиклерикальные настроения подогреваются приехавшими из бывшего СССР антисемитами, против которых пора "принять меры".

Уставшему мыслить обывателю легче всего восхищаться партийными лидерами. Прибывший в Израиль миллион бывших граждан тоталитарной империи очень способствовал укреплению атмосферы слепого поклонения вождям. Конечно, есть свой кумир у "русских", есть безоговорочные духовные авторитеты у харедим, но есть вождь народа - мужественный и гениальный!

Промывание мозгов развернулось, после того как "Ликуд" в 2009 году проиграл выборы "Кадиме", но пришел к власти благодаря сговору с ультраортодоксальными партиями. Вакханалия лжи и подстрекательства резко снизила интеллектуальный и моральный уровень израильских избирателей. Они крайне редко заглядывают в партийные программы, руководствуясь пропагандистскими стереотипами.

Израиль разорен пандемией, но избиратели не ищут политиков, собирающихся заняться социально-экономическими проблемами. Правые избиратели не задумываются, почему несмотря на запугивание избирателей призраком социализма именно "Ликуд" по-большевистски финансирует ультраортодоксов напрямую из госказны, почему Нетаниягу находит портфели для бывших профсоюзных боссов Ави Нисенкорна и Амира Переца. Неграмотные левые активисты хнычут о росте цен, о недоступности жилья, но не увязывают дороговизну с тем, что глава "рыночной" партии не борется с картелизацией и противится проникновению в Израиль конкурентоспособных импортных товаров.

О равнодушии израильтян к политике говорит снижение процента голосующих на выборах граждан. Итоги последних выборов весьма красноречивы! Люди по инерции голосуют за Партию Вождя, но не дают ей чересчур много мандатов. Большинство израильских партий - независимо от того, громко выступали их лидеры перед выборами или отмалчивались, - получили на выборах по 6-7 мандатов!

Коррупция как отражение морали политиков и избирателей

Я стараюсь не упоминать три дела Нетаниягу. Пока могу только констатировать, что категорические высказывания о процессе Нетаниягу в коридорах власти, в СМИ, в социальных сетях - задолго до суда - способствовали усилению правовой безграмотности израильтян и падению общественной морали.

У нас любая кухарка знает, виноват Биби или на него клевещут. Миллион израильтян, никогда не бывавших в Кацрине и не знакомых с материалами расследования убийства Таир Рады, уверенно кричат, что Задоров невиновен, - только на том основании, что он говорит на иврите не лучше их.

Видя таких избирателей, политики теряют последние остатки стыда. Премьер-министр не критиковал прокуратуру, когда семь дел "висело" на его предшественнике Ольмерте ("Кадима"), когда судили президента Кацава ("Ликуд"), когда отправляли за решетку Гиршензона ("Кадима"), Дери и Бенизри (ШАС), когда уличали во взятках Бен-Элиэзера ("Авода"). Но если подследственным стал он, то этого факта ему достаточно для утверждений, что прокуратура преследует правых! Отчего же Нетаниягу раньше этого не говорил? Почему он не посочувствовал Либерману по поводу "расправы" с НДИ?

Не более принципиально относятся к коррупции другие партийные лидеры. Например, Лапид презрительно отзывался о Дери, как сейчас - о Нетаниягу, но Ольмерта он публично не осуждал. С Либерманом он дружит и потому не говорит, что председатель столь разложившейся партии должен уйти в отставку.

Предвыборная борьба в отсутствие идеологий и при наличии великого вождя

Думать перестают не только израильские избиратели, но и партийные политтехнологи.

В "Ликуде" не понимают, какой однообразной стала его пропаганда. Пожалуй, особо бездарен ее "русский" вариант. "Ликуд" недоволен добытыми 30 мандатами. Но если рассчитывать не только на культ вождя, но и на реальный внятный диалог с людьми, то результат может быть и хуже!

Лидер "Кахоль-Лаван" понимал, как опозорился, перебежав к Биби. Поэтому его выступления напоминали причитания грешника на исповеди, проклинающего коварного искусителя. Мало кто верил, что "Кахоль-Лаван" преодолеет электоральный барьер. То, что партия оказалась четвертой по величине, говорит только о неразборчивости избирателей.

"Авода" и МЕРЕЦ так боялись оказаться за бортом кнессета, что почти ничего не предпринимали по части пропаганды. Но избирателям они настолько неинтересны, что попали в "финал" даже с "запасом".

Сложней была задача правых партий, которые бросили вызов "Ликуду". Беннет и Саар самоуверенно рассказывали о намерении сменить Биби на посту премьер-министра. Но им надо было для начала разъяснить израильтянам, почему, собственно, требуется альтернатива "Ликуду". Беннет, по крайней мере, ругает Нетаниягу за беспринципность в отношениях с ПА и в борьбе с террором. Саар шел на выборы, громко отмечая, что он не сеет вражду между евреями, как Нетаниягу, и восстановит единство народа. Но тут же начал нападать на левых, особенно на Лапида, что уничтожило доверие к нему даже самых наивных избирателей. Тем не менее Беннет получил 7 мандатов, а Саар - 6: все как у людей!

Экономические лозунги последний раз были популярны десять лет назад в ходе движения за социальную справедливость. На той пропагандистской волне высоко взлетел с первой попытки "Еш атид", удалось поспекулировать на социальной тематике и Кахлону. Но повторюсь: с тех пор происходило удручающее поглупение израильского общества. Создатель партии "Калькалит" профессор Ярон Зелиха предложил программу реформ, способную улучшить жизнь рядового израильтянина, а рядовой израильтянин не обратил внимания на такой шанс. Ни Лапид, ни Михаэли, ни Горовиц не сообразили включить Зелиху в свои списки.

Выход из тупика и... квартирный вопрос

При сегодняшнем состоянии умов и морали наших избирателей политики думают о коалициях, портфелях, перебежках из партии в партию, но не о стране. Поэтому они могут и четыре раза, и восемь раз подряд терпеть неудачи, пытаясь складывать пазлы из 61 детали.

Для оздоровления ситуации нужны новые политики, которые напомнят о нерешенных проблемах израильтян, о том, что еврейское государство сползает к уровню третьего мира! Израильские избиратели - люди неплохие, просто живут на востоке и для серьезных решений им нужна встряска. Как говорил классик: "Люди как люди... Квартирный вопрос только испортил их". Действительно, когда живешь в стране, где дешевое жилье строят только для не работающих и не служащих в армии иждивенцев, где выпускник университета завидует благополучию шустрого соотечественника, не знающего математики и даже английского, - легко стать равнодушным и циничным.

На политическую арену должны выйти люди, которые напомнят, что еврейская традиция - это не клянчить подачек, а трудиться, не ожидая, что кто-то будет вместо тебя кормить твоих детей и защищать твою страну. Только такие люди разоблачат ложь официальной пропаганды, представляющей просчеты власти как огромные достижения. Ложь - это жонглирование "средними" цифрами, когда национальный доход распределяется между несколькими десятками семей, а половина населения довольствуется зарплатой-минимум, когда пенсионеры, инвалиды, жертвы Катастрофы не могут выжить на свои пособия. Ложь - это замалчивание развала науки, системы образования, который в обозримом будущем сделает нашу страну неконкурентоспособной на мировом рынке. Ложь - это отказ от прямого разговора о наших отношениях с арабскими соседями, без которого невозможно планировать строительство еврейского государства.

Конечно, пока мало кандидатов в такие политики. Люди талантливые, энергичные уезжают из Израиля в страны, где легче приобрести жилье и воспитывать детей. Израильские инженеры и программисты заполонили Берлин. Израильские докторанты и профессора нарасхват в лучших американских университетах.

Но достаточно появиться одной партии, которая нарисует избирателям реальную и мрачноватую картину действительности, наметит пути к лучшей жизни - и она намного опередит партии болтунов, интриганов, казнокрадов. А тогда найдутся и другие политики, способные говорить с избирателями честно, по-деловому. Утопия? Давайте проверим...

Мнения
Похожие статьи