Это только кажется, что между Иерусалимом и Ашхабадом непреодолимая дистанция. А на самом деле?
Примерно неделю тому назад туркменский диктатор Гурбангулы Бердымухамедов выехал на приятную прогулку на велосипеде. Обычный в принципе променад, только с участием тысяч восторженных статистов. Да еще - кабинета министров в полном составе, двигавшихся на велосипедах за лидером строгим треугольником (синхронность отрабатывалась на репетициях). И несметного числа танцоров, бодро выплясывавших на улицах, по которым проезжал туркменбаши. Все это снимали десятки видеокамер, в том числе и с беспилотников.
А что Бердымухамедов? Он всего лишь наслаждался неспешной велопрогулкой на свежем воздухе, делая вид, что не замечает происходящего вокруг.
Я вспоминал этот эпизод, наблюдая за недавней церемонией по случаю Дня независимости. Что в центре? Приветственное видео премьер-министра, которое с каждым годом все больше и больше напоминает потоки самопиара, снятого за счет граждан страны. Параллельно приветствие руководителя международного фармацевтического концерна, который всего лишь отпустил Израилю вакцину за его же деньги. И постоянное, навязчивое присутствие в кадре премьер-министра и его супруги Сары, которых по указанию Мири Регев, главной распорядительницы торжества, приказано вновь и вновь держать в кадре.
Это церемония по случаю Дня независимости? Конечно, это пока не велосипедная прогулка туркменбаши, но что-то очень похожее.
И это опасно. Даже если Нетаниягу – это реинкарнация Авраама Линкольна в наши дни (а это не так) или, скажем, Леви Эшколя (что тоже не так), непрерывное нахождение у власти более десятилетия сотрясает устои любой демократии. Добавим сюда обвинения в серьезных преступлениях, включая взяточничество, и получим разрушительный и ядовитый результат. Плеснем в то же месиво четыре круга выборов за два года, кампанию подстрекательства против юридической системы – и получим уже радиоактивный результат.
В недавнем интервью бывший заместитель главы Мосада предупредил, что все системы власти все больше и больше вынуждены подстраиваться под капризы неизменного лидера. Его, разумеется, смешали с грязью в официальных реакциях. Но можно и нужно спросить самих себя: когда это "все больше и больше" достигает своего апогея? Ведь о конце демократии нам не сообщит глашатай с центральной площади. Лидер не называет себя султаном. Все гораздо проще: все ведь понимают, что Эрдоган – султан, как бы официально ни называлась его должность.
Никто не знает, сможет ли Нетаниягу создать правительство. Это зависит, скорее всего, от Бецалеля Смотрича. Но на другом фланге, там все нормально? Каким образом Беннет со своими семью мандатами может стать премьером, с какой стати ему полагается такой приз? А что Гидеон Саар? Он даже не счел нужным порекомендовать Лапида – четкое доказательство тому, что он ведет свою игру и ни в коем случае не является частью лагеря перемен. А сам Лапид? Он отправился в Америку. Так не ведет себя лидер, который хочет сформировать правительство и победить Нетаниягу.
И да, тысячу раз правы те, кто говорит, что трехглавое правительство Лапида - Саара - Беннета будет неустойчивым. И миллион раз правы вопрошающие, что общего между Авигдором Либерманом и Ницаном Горовицем. И вместе с тем все они не принимают во внимание ситуацию, в которой находится сегодня израильская демократия. А она находится на грани исчезновения.
Циники скажут: да она всегда на грани, здесь всегда оплакивали конец демократии - и ничего, все будет хорошо. Только дайте Нетаниягу еще 10 лет. Посадите его перед кастрюлей с мясом, дайте ему насладиться назначениями, бюджетами, безграничной властью – и закройте рты. Самое главное – молчите. Ну, параллельно придется научиться дружно вставать и аплодировать. Как в Туркмении.
Не обращайте на них никакого внимания. Циники на службе у режима продолжат держаться за мантию герцога де Бальфура. Но те, кто способен думать самостоятельно и готов взвесить вариант Беннета, Лапида и Саара, придут к выводу: да, это они. Все трое – опытные политики, занимавшие важные государственные должности. Их намерения чище, потому что они представители нового поколения. Потому что они не замешаны в уголовщине и не находятся у власти более десяти лет. Все они не без изъянов, но один недостаток отсутствует у всех трех – они не законченные циники. Они не держатся за власть, потому что у них нет никаких иных вариантов.
Это не значит, что они сумеют преодолеть собственное эго и разногласия друг с другом или же Беннет не присоединится к Нетаниягу, если Смотрич даст задний ход. Но если такое правительство можно создать – это лучший вариант. Левый электорат, который куксится от самой мысли о подобном, забывает, в чем более всего нуждается сегодня израильская демократия – в новых лицах, новых головах. Людях, которые однозначно заявят: быть преданными королю недостаточно, это осталось в прошлом.
Да, такое правительство не будет идеальным, эффективным или тихим, все будет с точностью до наоборот. Но это правительство может постепенно начать менять сложившиеся реалии, которые не будут оцениваться только с одной позиции: хорошо это или плохо для дома на улице Бальфур.