Не будет предъявлено никаких обвинений по итогам расследования ужасающего убийства Сары Халими. Таково постановление одного из высших судов Франции.
Обстоятельства этого ужасного дела на самом деле абсолютно ясны. 4 апреля 2017 года 65-летняя Халими была избита и брошена с балкона своей парижской квартиры, в результате чего скончалась. Она была единственной еврейкой в доме, расположенном в северной части города. Иммигрант из Мали, Кобили Траоре, ворвался в ее квартиру на третьем этаже и с криками «Аллаху Акбар», избил ее и довел до смерти. Французские власти судили его по обвинению в совершении антисемитского убийства. Его адвокаты утверждали, что он был недееспособным из-за наркотиков, которые принял в тот вечер.
За четыре прошедших года, жернова французского правосудия постепенно смягчались и в конце концов освободили обвиняемого от какой-либо уголовной ответственности. В апреле Кассационный суд Франции постановил, что Траоре не будут судить из-за психотического приступа, который он перенес из-за наркотиков, которые он употребил в тот вечер. Этот абсурдный исход потряс многих, в первую очередь президента Франции Эммануэля Макрона, который призвал к изменению закона.
Однако правильные слова президента не могут скрыть ярость и чувство беспомощности многих членов еврейской общины. Гнев и возмущение вызваны двумя причинами: разумеется, из-за неудачного решения, разрешающего употребление наркотиков как средства ухода от уголовной ответственности, но также из-за того факта, что довольно много людей во Франции считают убийство «еврейской историей», а не общенациональной трагедией.
Глава Партии зеленых Франции Жюльен Байю превзошел самого себя, когда после решения суда заявил, что «понимает агитацию еврейской общины по этому поводу». Только евреи.
Семья Халими обратилась к юристам-евреям Жилю-Гийому Гольднаделю и Франсису Шпинеру с просьбой обратиться с жалобой на антисемитское преступление к Израилю. Конечно, Франция не выдаст подозреваемого, но, возможно, в Иерусалиме хотя бы увидят справедливость. Перед лицом этого безразличия французские евреи должны были в воскресенье провести очередную демонстрацию протеста с требованием от республики перестать бездействовать, когда евреев убивают. Многие опасались, что это снова будет «еврейская» демонстрация, в которой будет слишком мало французов, не принадлежащих к еврейской общине, как это было после резни в кошерном супермаркете в Париже в 2015 году или после убийства учителя и учеников школы «Оцар а-Тора» в Тулузе в 2012 году. Жертвы — французы еврейского происхождения, как и многие протестующие на улице. Остальная часть Франции, за исключением респектабельного, но небольшого меньшинства, наблюдает за происходящим с балконов.
Как же далеко мы ушли от времен знаменитого дела Дрейфуса конца 19 века, когда целые семьи разделились из-за отношения к офицеру-еврею, ложно обвиненному в шпионаже, и когда его главным сторонником был француз по имени Эмиль Золя. Ужасное убийство Халими может также повлиять на президентские выборы во Франции в мае 2022 года, когда Макрон попытается стать первым президентом примерно за 20 лет, который будет избран на второй срок. Как и в 2017 году, ему будет противостоять ксенофобка и расистка Марин Ле Пен, наследница самого мрачного движения в политической истории Франции и дочь отрицателя Холокоста Жана Мари Ле Пена. В 2017 году Макрон победил ее с большим отрывом — 66 процентов против 34. На этот раз разрыв будет меньшим, и действующему президенту понадобится каждый голос. Если французские евреи или хотя бы некоторые из них останутся дома или, что еще хуже, отдадут голоса Ле Пен — это может улучшить ее шансы. И если этот кошмарный сценарий станет реальностью через год, мы действительно сможем утверждать, что он знаменует собой начало конца славной еврейской общины Франции.
Haaretz, перевод Якова Скворцова