| Нахум Барнеа
Нахум Барнеа

Почему Нетаньяху совершает теракт против демократии

Почему Нетаньяху совершает теракт против демократии

Иногда, в дни особо значимых национальных конфузов, очень правильно вспомнить танахическую историю. Например, про Йотама, сына судьи Гидеона, который однажды поведал жителями Шхема притчу о том, как деревья решили выбрать себе царя.

Обратились деревья к оливе, фиговому дереву и винограду – но те отказались. За неимением лучшего обратились деревья к терновнику. Тот, поразившись выбором, ответил: "Если действительно вы хотите избрать меня царем над деревьями, то идите, покойтесь в тени моей. Если же нет, то выйдет огонь из терновника и сожжет кедры ливанские".

Схожий выбор на последнем заседании правительства предоставил Нетаньяху своим коллегам-министрам, юридическому советнику, главам правых партий и Верховному суду. Или покойтесь в тени моей (а какая там тень от терновника!), либо горите огнем.

По сути, ружье было вынесено на сцену еще во время появления Биньямина Нетаньяху в окружном суде Иерусалима. Тогда ликудовские министры, словно покорные рабы, выстроились за его спиной. Они вроде пришли для выражения солидарности, но уготована им была роль статистов.

Ружье выстрелило вчера, на заседании правительства. С точки зрения Нетаньяху, ничего особенного не произошло. Он далеко не первый премьер, который вступает в конфликт с юридической системой. Но он, безусловно, первый, кто идет ва-банк, до конца. Тем самым демонстрируя, что он (Нетаниягу) находится над законом, над судьями, над правилами приличия. Бибисты поют ему осанну и говорят "Биби – царь Израиля", а он им верит.

Скандал на заседании правительства не был политической ошибкой, а уж тем более курьезом. Это был, по выражению юридического источника, теракт против демократии. Демократия невозможна, когда власть нарушает демократические устои. Нетаньяху, как в свое время Трамп, оказался в очень сложной ситуации. И это стало опасным для демократии.

Можно ли привести Нетаньяху в чувство? Не похоже. Из ситуации, в которую он себя загнал, возврата нет. Нет также смысла объяснять ему, что подобными действиями он прежде всего вредит себе самому. Нетаньяху живет сегодня в своем мире, оторванном от политических и юридических реалий. Ключ к выходу из этого политического хаоса находится в руках других: Беннета, Саара, Лапида, а также юридического советника и судей Верховного суда.

Может быть, нужно начать с Офира Акуниса, которого Нетаньяху пытался протащить накануне на пост министра юстиции. Акунис с самого начала своей политической карьеры служил "мальчиком для битья" у Нетаньяху. И вряд ли Акунис, который продолжает восхвалять "вождя" при любой возможности, забыл о былых обидах. Вчера к ним добавилась еще одна: попытка назначения вопреки Основному закону. Этакое изощренное издевательство, где Акунису заведомо была уготована роль пешки в чужой игре.

Высокопоставленные деятели Ликуда любят выплескивать гнев в приватных беседах, но никто из них пока так и не посмел сказать открыто: "Это безумие нужно прекратить".

Мандельблит пытается в последние два года совершить невозможное: и бороться с Нетаньяху, и договориться с ним. Но компромиссы лишь затягивают время и ослабляют доводы. Его поведение не имеет отношения к юриспруденции – это политика. Судьи Верховного суда также выбирают иногда более удобные политические соображения. В надежде, что не им, а кому-то другому придется рубить этот гордиев узел.

И это оставляет нас с Беннетом и главами лагеря перемен. Вчерашний скандал на заседании правительства окончательно продемонстрировал Беннету и Саару, что с Нетаньяху они не смогут заключить ни одного жизнеспособного договора. Если они являются израильтянами, которым дорога их страна, они обязаны выбрать лагерь перемен. Это верно и в отношении глав партий центрального и левого лагерей. Их можно понять: не нашелся еще израильтянин, который готов стать фраером. Но шанс есть, и время поджимает. Вряд ли им представится другой случай, чтобы принять единственно верное решение.

Вести

Похожие статьи