Признанные законом галахические требования создали ситуацию, при которой многие израильтяне, евреи и неевреи, не могут вступить в брак у себя в стране.
После принятия Закона о браке и разводе в раввинских судах в 5713 (1953) году израильское право требует, чтобы все без исключения браки регистрировались именно религиозным судом. Для израильтян-евреев государственный раввинский суд под эгидой Министерства по делам религий имел полную юрисдикцию как в отношении брака, так и в отношении развода. Это распространялось на определение галахических критериев еврейской идентичности, поскольку способность еврея вступать в брак основывается на этом определении. Обоснованием этого закона было то, что для еврейского народа брак исторически определял и поддерживал этническую однородность. Утверждалось, что надзор за браком, разводом, обращением в иудаизм и религиозной идентичностью со стороны государственного раввинского суда поддержит эту однородность. Такое положение также успокаивало ортодоксов и ультраортодоксов, особенно в случае развода, поскольку женщинам не разрешалось вступать в повторный брак с нарушением Галахи и с распространением мамзерута (детей, рожденных от запрещенных отношений) как возможного следствия.
Согласно тому же закону, израильские христиане и мусульмане могут вступать в брак только в соответствии с правилами своих конфессий. Это не только блокирует возможность заключения межконфессиональных браков в Израиле, но и усложняет жизнь гражданам, не принадлежащим ни к какой конфессии, или израильтянам, которые идентифицируют себя как евреи, но не считаются таковыми согласно Галахе. В эту категорию входят сотни тысяч русскоязычных граждан, эмигрировавших с начала 1990-х годов. Кроме того, контроль раввината не допускает брак между людьми, которым запрещено по галахическим причинам жениться друг на друге, например, коэн и разведенная или обычный еврей и мамзер.
Напротив, в западных демократиях брак является гражданским, а не религиозным вопросом. Например, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, провозглашает, что «мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, без каких-либо ограничений по признаку расы, национальности или религии, имеют полное право вступать в брак и создавать семью... Они имеют равные права при вступлении в брак, во время брака и при его расторжении. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства».
Установленные законом галахические требования привели к тому, что многие граждане, евреи и неевреи, не имеют права вступать в брак по законам государства, нарушая то, что в светских демократиях закреплено в качестве основного права человека. Причина этой проблемы заключается в передаче всех браков религиозной судебной системе без возможности заключения гражданского брака. Конечным результатом является то, что статус-кво серьезно ущемляет основные права людей в современном израильском обществе и позволяет религиозным учреждениям ведать вопросами, которыми должны заниматься светские государственные учреждения. В свою очередь, светские суды Израиля хорошо осведомлены об этих проблемах и предложили некоторые альтернативы. Во-первых, в соответствии с международными соглашениями, браки, разрешенные иностранным государством за пределами Израиля, признаются в израильском регистре населения. Однако при распаде таких браков возникают сложности. Если во время брака не были подписаны договорные соглашения, которые предусматривают юридически обязательный механизм для вынесения судебного решения в случае развода, правовой системы для развода в таких браках не существует.
В 2010 году кнессет принял Закон о гражданском союзе лиц без конфессиональной принадлежности. Этот закон позволяет паре создавать гражданский союз в Израиле, если и жених и невеста зарегистрированы в Министерстве внутренних дел как не принадлежащие ни к какой конфессии. Гражданский союз — это соглашение между двумя партнерами, которые хотят создать семейную ячейку. Этот союз юридически признается браком без использования термина «брак». Кроме того, светские суды теперь признают гражданские браки на специальной основе, принимая во внимание такие факторы, как совместное проживание и совместные банковские счета. Это позволяет парам быть признанными Институтом национального страхования и иметь право на въезд в Израиль, если кто-то не является гражданином, но все еще далеко от признания таких людей состоящими в полноценном браке.
Несмотря на эти важные нововведения, 70-летняя монополия раввината на брак и развод продолжает поддерживаться, хотя растет число граждан, которые предпочитают вступать в брак с помощью частных церемоний — даже в тех случаях, если бы они могли вступить в брак через раввинат (помимо десятков тысяч пар, которые выезжают за границу для заключения брака, прежде чем вернуться, чтобы зарегистрировать свой брак через Министерство внутренних дел). Помимо проблемы гражданских свобод, возникает важный вопрос о семейном положении галахически еврейских пар, которые заключают брак на гражданской или неортодоксальной церемонии. Нужен ли этим парам еврейский развод или достаточно гражданского развода, чтобы женщина могла выйти замуж в соответствии с критериями еврейского закона? Опять же, основная проблема связана с разрешением замужним женщинам вступать в повторный брак без еврейского развода, что приведет к появлению детей, которых заклеймят мамзерами.
Еврейский брак был краеугольным камнем еврейской идентичности и преемственности на протяжении тысячелетий. Киддушин — слово однокоренное с «кадош», святость — провозглашает, что присутствие Бога имеет место в интимности и святости уз брака. С одной стороны, мы хотим поддерживать традиции и обеспечивать целостность и святость института еврейского брака, который существует на протяжении тысячелетий. С другой, мы также должны понимать угрозу для современной демократической страны, в которой десятки тысяч граждан не могут вступить в законный брак.
Галаха долго боролась с определением статуса брачных союзов, которые публично признаются браком, но не основаны на киддушине, как это определено ортодоксальным иудаизмом. Гражданские власти, как правило, сознательно постановляют, что такие союзы не являются галахическими и не требуют еврейского развода, что в конечном итоге снимает все опасения по поводу мамзерута.
Кажется, есть два варианта, которые необходимо полностью изучить как раввинским, так и судебным властям, чтобы решить религиозные, гражданские и правовые вопросы, которые не терпят отлагательств. Первый — вариант гражданского союза, который, если он будет полностью реализован, станет доступным для всех граждан. Этот вариант позволит избежать использования термина «брак» для чего-либо, кроме галахически санкционированного кидушина между мужчиной и женщиной, которым по еврейскому закону разрешено вступать в брак. Такой союз будет полностью признан государством со всеми соответствующими правами по закону, предоставленными супружеской паре. Второй основан на предложении профессора Рут Гавизон и раввина Яакова Медана, согласно которому государство регистрирует пару, желающую вступить в брак, а затем выдает разрешение на брак. Он основан на модели, которая уже существует в других странах, таких как Америка и Англия, где светское государство наблюдает за выдачей разрешений на брак, в то время как религиозные или гражданские власти проводят церемонии. Согласно предложению, которое будет уникальным для Израиля, государство будет выдавать разрешение на повторный брак, только если женщине с точки зрения Галахи разрешено вступить в такой брак. Это правило ограничит только женщин, вышедших замуж по правилам кидушин, но не получивших гет (ортодоксальный развод). Этот вариант, по-видимому, будет наиболее верным нормам галахического брака в сочетании с уважением демократических прав всех граждан Израиля.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда