Президент Сирии Башар Асад, похоже, поправляется, в то время как лидер «Хезболлы», бесспорный «король севера» в течение последнего десятилетия, изо всех сил пытается закончить фразу в перерывах между кашлем. И это не так уж плохо для Израиля.
На прошлой неделе лидер «Хезболлы» Хасан Насралла высунул голову из бункера, в котором скрывался последние 15 лет, чтобы поздравить ХАМАС с его «победой» в борьбе против Израиля.
Не стоит волноваться, нужен кто-то вроде Насраллы, все еще травмированного во время избиения его организации во время Второй ливанской войны, чтобы понять разницу между объявлением победы и болезненной реальностью, которую он и его люди обнаружили в бейрутском районе Дахия после войны – вернее в том, что от него осталось. Сегодня лидеры ХАМАС, вылезающие из своих бункеров, осознают в Газе ту же разрушительную реальность. Реальность, которую навлекли на свой народ они сами.
25 мая главарь «Хезболлы» Хасан Насралла выступил с речью по случаю 21-й годовщины вывода израильских войск из Ливана. При этом ему было тяжело говорить из-за постоянного кашля, Насралла выглядел заболевшим и сам признался, что болен. Израильские спецслужбы предположили, что лидер «Хезболлы» заразился коронавирусом. 29 мая в ливанских соцсетях распространились слухи о том, что «состояние Насраллы резко ухудшилось, он подключен к аппарату ИВЛ и находится без сознания». Позже стали говорить о том, что он впал в кому, а в начале июня под датой рождения Насраллы в «Википедии» появилась дата смерти – 1 июня 2021 года. Вскоре статья была исправлена, а руководство «Хезболлы» выступило с опровержением, заявив, что Насралла чувствует себя хорошо и COVID не болен.
Поэтому, вместо того, чтобы пытаться прицепить свою повозку к поезду ХАМАС, Насралла попытался объяснить своим сторонникам, почему он шарахался от конфронтации с Израилем, как от чумы, и предпочел сидеть сложа руки вместо того, чтобы помогать ХАМАСу от имени Иерусалима и Храмовой горы.
Выступления Насраллы всегда считались «лучшим шоу в городе». Его речи в сочетании с риторическими способностями опытного оратора заключали в себе послания, в которые все, включая Израиль, внимательно вслушивались. Однако все это восприятие рухнуло с первым звуком его кашля. Таким образом «победная» речь Насраллы стала его «сильным кашлем», и вместо того, чтобы обсуждать угрозы и и напыщенные заявления главаря «Хезболлы», большинство СМИ обсуждали лишь его состояние здоровья.
Мы можем предположить, что если бы решение зависело от его советников, Насралла бы не произнес свою «кашляющую речь», но тогда это определенно укрепило бы международное сообщество во мнении о том, что Насралла просто испугался драки с Израилем и нырнул в кусты, не желая вступать в военную конфронтацию.
В отличие от ХАМАС, который неоднократно менял своих лидеров, не в последнюю очередь из-за нескольких убийств, приписываемых Израилю, Насралла был единственным, доминирующим лидером «Хезболлы» на протяжении почти трех десятилетий. Как и любой типичный ближневосточный диктатор, он позаботился о том, чтобы возможный преемник никогда не появился, что подводит нас к вопросам, которые в настоящее время возникают в Ливане по поводу дня после Насраллы, который, даже если отложится, все равно когда-нибудь неизбежен.
Тем временем президент Сирии Башар Асад на прошлой неделе публично отпраздновал свою победу на выборах, набрав фантастические 95,1% голосов. Можно с уверенностью предположить, что удары, нанесенные ХАМАСу силами Израиля, не умерили его радость. В конце концов, Асад не забыл и не простил ХАМАС за то, что палестинское движение выступило против него и поддержало восстание против его режима во время гражданской войны в Сирии.
При этом явно фальшивая победа Асада рассказывает «историю из жизни». Вопреки всем прогнозам, Асад пережил войну, остался у власти, и медленно, но верно, через процесс, полный препятствий и неудач, восстанавливает и укрепляет свое положение как внутри страны, так и за ее пределами.
Арабский мир медленно приоткрывает для него свои двери, а в международном сообществе уже послышались пока еще робкие голоса, призывающие к восстановлению связей с Сирией.
С точки зрения Израиля нет никаких сомнений в том, что Асад – кровожадный тиран-убийца. Однако, как и его отец до него, он поддерживал режим тишины вдоль границы.
Более сильный Асад мог бы восстановить равновесие в северном секторе, где в последние годы наводили свои порядки Иран и «Хезболла». То, что Асад, похоже, идет на поправку – один из признаков того, что ситуация может измениться, поскольку Насралла, бесспорный король севера в течение последнего десятилетия, с трудом заканчивает свою мысль между приступами кашля. И это не так уж плохо для Израиля.
Перевод с Israel Hayom Маргариты Марьяновской