Одним из самых убедительных свидетельств региональной уникальности Израиля как свободного общества является газета «Гаарец». Ни одна из окружающих 22 арабских стран не допустит существования газеты, которая безжалостно критикует каждый шаг правительства своей страны: издатели будут заключены в тюрьму или казнены за государственную измену. Недавняя статья в «Гаарец» расширяет обвинение Израиля в геноциде, направленном теперь уже не против людей, а в отношении дикой природы.
«Как выглядела Земля Израиля до сионизма» — так называется статья. Подзаголовок гласит: «Водяные буйволы вымерли, крыланы [фруктовые летучие мыши] были уничтожены, а черные козы почти исчезли. История животных Земли Израиля, которые были уничтожены при сионизме, теперь рассказывается на Венецианской биеннале».
На самом деле происходившее с этими животными — вовсе не какой-то сионистский геноцид местной дикой природы. Водяные буйволы действительно вымерли, когда болотистые земли вдоль побережья и в Галилее были осушены для борьбы с малярией в 1950-х годах (впоследствии этот вид был вновь ввезен и интродуцирован), но в любом случае это был импортированный вид, который не являлся «коренным» для региона. Уничтожение летучих мышей было серьезной ошибкой, совершенной Министерством сельского хозяйства, стремившимся предотвратить уничтожение крыланами фиников, но позднее было введено строгое защитное законодательство, и в настоящее время в Израиле насчитывается больше видов летучих мышей, чем в любой европейской стране. Черные козы (порода домашней козы, а не самостоятельный дикий вид) действительно пережили значительную депопуляцию, целью которой являлось предотвращение наносимого ими ущерба окружающей среде, но затем быстро восстановились в количестве, и современная популяции значительно здоровее, чем досионистская, которая из-за своей многочисленности опустошала ландшафт.
Это не означает, конечно, что дикая природа в Израиле вообще не пострадала. Увеличение численности населения в любом регионе планеты неизбежно приводит к огромным потерям для окружающей среды и наносит ущерб местной дикой природе. И Израиль несет вину за свою долю экологической халатности и плохого планирования, как и любая другая страна в мире. Однако обвинять «сионистский режим» в насилии над природой — это просто абсурд. Когда изучаешь широкую картину дикой природы на Земле Израиля и в прилегающем регионе за последние несколько столетий, то именно еврейское государство выглядит наиболее выигрышно.
Как свидетельствует Танах, Земля Израиля когда-то была богата дикой фауной. По ней бродили львы, леопарды, медведи, крокодилы и даже бегемоты. Деятельность римлян привела к локальному вымиранию нескольких видов, которых уничтожали или брали в неволю для гладиаторских игр. Крестоносцы прикончили львов. Османская и Британская империи производили массовую вырубку лесов для строительства железных дорог и по другим причинам. С появлением винтовок в 19-начале 20 веков местные жители, которые активно занимались охотой, то есть не евреи, смогли уничтожить дикую природу. Бедуины отстреливали гепардов, леопардов и страусов, а немецкие поселенцы-темплеры истребляли месопотамских ланей, косуль и медведей. Гиены, столь ненавистные в арабской культуре, были уничтожены почти полностью. В то время как миллионы людей знают о том, что лев Сесил был застрелен в 2015 году на территории Зимбабве богатым белым американским туристом, никакой огласки не получило видео из Хеврона, на котором палестинцы забивают камнями полосатую гиену до смерти.
Когда в 1948 году было создано Государство Израиль, сохранение и улучшение окружающей среды было практически религиозным приоритетом, в соответствии с библейскими пророчествами о возрождении разрушенной земли к жизни. Охота и отлов животных были строго ограничены — Израиль оказался единственной такой страной во всем регионе. Знаменитый генерал Авраам Иоффе возглавил Управление природных заповедников Израиля с целью восстановления библейской дикой природы. Природный заповедник Хай-Бар был создан в пустыне Арава с небольшим филиалом в горном регионе Кармель, чтобы сформировать племенные группы исчезающих видов и подготовить животных к реинтродукции в дикую природу. Животные, которые вымерли в Израиле, такие как лань, косуля, белый орикс и онагр (азиатский дикий осел), были завезены из других мест — часто с помощью экстраординарных усилий — и были успешно реинтродуцированы в дикую природу в Израиле.
Сегодня Израиль имеет самые строгие законы об охране дикой природы на Ближнем Востоке (и, вероятно, в мире) именно из-за своей уникальности как страна, приверженная уважению природы в регионе, где соседние страны стремятся дикую природу разграбить. В Библейском музее естественной истории у нас есть сокол, которого нам принесли после того, как он приземлился на чье-то плечо — совершенно ручной. Очевидно, он был незаконно взят из гнезда птенцом и выращен для соколиной охоты, которая является традиционным видом спорта в регионе (но запрещена в Израиле). Многие крупные перелетные птицы, такие как пеликаны и орлы, попадают в Израиль после того, как их уничтожили в спортивных целях на территории Ливана, — и именно они пересекают границу. Израиль борется за защиту дикой природы в регионе, где многие люди просто не думают о таких вещах.
Во всем регионе, а возможно, и во всем мире, есть только одна страна, в которой является незаконным поимка или убийство любого дикого живого существа (за исключением сельскохозяйственных вредителей). Во всем регионе и, вероятно, во всем мире есть только одна страна, в которой сейчас водится больше крупных диких видов, чем столетие назад. Во всем регионе и, конечно, во всем мире есть только одна страна, в которой за последнее столетие количество деревьев увеличилось, а не массово уменьшилось. Отнюдь не являясь зоологическим геноцидом, сионизм является удивительным свидетельством того, как люди могут работать над восстановлением своей древней природной среды.
Times of Israel, перевод Ильи Амигуда