|
Шауль Бартал

«Братья-мусульмане» в правительстве Израиля

«Братья-мусульмане» в правительстве Израиля
Мансур Аббас

Премьер-министр Израиля Нафтали Беннетт сейчас позиционирует РААМ как прагматичную исламскую партию, но прагматизм не следует путать с умеренностью.

В какой степени партия, корни которой уходят в исламистское движение «Братья-мусульмане», и история которой связана с борьбой против сионизма и государства Израиль, способна отказаться от своих религиозных и национальных целей и довольствоваться муниципальными достижениями?

Этот вопрос особенно актуален в свете неизбежных столкновений между Израилем и ХАМАС, который является по сути братским движением Объединенного арабского списка Израиля (РААМ).

С момента создания «Братьев-мусульман» в конце 1920-х годов его основатель Хасан Банна характеризовал «палестинскую проблему» как центральную проблему для всего мусульманского мира и прилагал любые усилия для поддержки борьбы с сионизмом.

«Братья-мусульмане» участвовали в «арабском восстании» (1936-1939) в Подмандатной Палестине и отправляли добровольцев на войну с Израилем в 1948 году. 

Atalayar_Hassan al-Banna Hermanos Musulmanes (2).jpeg

Транспарант с изображением Хасана Банны на демонстрации ХАМАС в Газе

Не случайно в начале Пакта ХАМАС (а ХАМАС является палестинской ветвью «Братьев мусульман») цитируется клятва Банны о том, что «Израиль будет существовать и будет продолжать существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его, точно так же, как он уничтожил других до него». 

Израильское исламское движение было основано в 1970-х годах Абдуллой Нимром Дарвишем из Кафр Касема.  Сначала движение сосредоточилось на благотворительной и религиозной деятельности, такой как создание мечетей и организация групп по изучению Корана и религиоведения. В конце 1970-х Дарвиш основал организацию «Усрат аль-Джихад» (Семья джихада), которая занималась террористической деятельностью в Израиле. В результате Дарвиш и его товарищи были арестованы, но освобождены по «сделке Джибриля» 1985 года (обмен заключенных 21 мая 1985 года между правительством Израиля, возглавляемым Шимоном Пересом, и палестинской организацией НФОП во главе с Ахмадом Джибрилем).

С этого момента Дарвиш всячески старался подчеркнуть, что он действовал в рамках израильского законодательства, призывая палестинцев и сочувствующих им продолжать борьбу против Израиля. 

Web_F080910AK01-e1494756791238.jpeg

Шейх Абдулла Нимр Дарвиш и президент Израиля Шимон Перес в 2008 году

Соглашения Осло ускорили раскол в исламском движении между Южной ветвью, возглавляемой Дарвишем и Ибрагимом Сарсуром, которые выступали за участие в Кнессете, и Северной ветвью, возглавляемой Раедом Салахом и Камелем Хатибом, которые выступали против парламентского присутствия. В ноябре 2015 года Северная ветвь была объявлена незаконной, а его лидеры заключены в тюрьму, где сегодня и остаются. Южная ветвь, разительно контрастирующая с Северной, сейчас представлена ​​в Кнессете партией РААМ, которая сегодня также входит в правящую коалицию.

Поддержка Южным отделением участия в политической системе Израиля была объяснена в 2006 году Сарсуром, тогдашним главой партии РААМ, который заявил: «Наше участие в выборах в Кнессет не отменяет нашу идеологию, согласно которой власть над землями или, по крайней мере, арабскими и мусульманскими землями (включая то, что сейчас является государством Израиль), должна принадлежать исламскому правлению под руководством халифа».

Поэтому неудивительно, что Южное отделение выразило открытую поддержку палестинской «вооруженной борьбе против оккупации» на Западном берегу и в секторе Газа, и в частности братскому движению ХАМАС.

«Мы уверены, что ХАМАС приведет палестинский народ к прогрессу и достижениям», - заявил Сарсур после убедительной победы ХАМАС на палестинских парламентских выборах в январе 2006 года.

«Палестинцы выбрали ХАМАС, чтобы это привело их к достижениям, а не к катастрофам, и мы считаем, что подход премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта направлен на то, чтобы загнать регион в темный туннель. Мир должен уважать решение палестинцев».

Газета движения «ас-Сират» с момента своего создания и по сей день проводит линию позитивного освещения деятельности ХАМАС наряду с антиизраильскими высказываниями и открытым антисемитизмом.

Например, в декабре 1989 года, когда Дарвиш был редактором газеты, она заявляла, что «сатана культивировал утверждение превосходства нацистской расы над человечеством в целом. Теперь его потомки заявляют о превосходстве одной расы над всеми остальными. Сатана нашел своих агентов из плоти и крови, которые радостно осуществляют его сатанинскую доктрину. Тот, кто уважает себя, должен противостоять сатане и его армии. Только легион веры, когда он сплочен, может их победить». 

Антисемитский образ евреев как «солдат сатаны» часто появляется в публикациях «Братьев-мусульман», в том числе в Пакте ХАМАС —обычно в контексте хадиса о великой битве Судного дня, в которой мусульмане уничтожат всех евреев на земле.

Обещание лидера РААМ Мансура Аббаса, давшего присягу в Кнессете, «вернуть оккупированные земли, которые были конфискованы у нашего народа», появилось не на пустом месте. В то время как для жителей Запада и израильтян термин «оккупированные территории» относится к Западному берегу и сектору Газа, захваченным Израилем во время войны 1967 года, у религиозных лидеров «Братьев-мусульман» (не говоря уже о палестинском национальном движении, включая ООП вместе с подавляющим большинством израильских арабов) вся израильская территория считается «оккупированной землей». 

F210401DC0010.jpeg

Действительно, идеологические различия между Северной и Южной ветвями незначительны, о чем свидетельствовал в 2011 году Камель Хатиб, заместитель руководителя Северной ветви: «На нынешнем этапе между двумя ветвями исламского движения есть взаимопонимание, и я надеюсь, что оно примет форму объединения движения. Особенно сейчас, когда глава Южного отделения шейх Хамад Абу Дабас заявил, что если ценой объединения исламского движения будет неучастие в выборах в Кнессет, то они не будут в них участвовать».

С тех пор в статусе Исламского движения произошли значительные изменения, главным из которых стало объявление Северной ветви вне закона. Однако еще существует внутреннее противоречие между идеологией исламского движения/РААМ и его практической деятельностью. Например, Исламское движение управляет некоммерческим фондом «Аль-Акса», который собирает верующих для молитвы в мечети Аль-Акса, чтобы укрепить исламское присутствие на Храмовой горе и помешать евреям на нее взойти. Исламское движение также спонсирует чреватые подстрекательством митинги против мнимой опасности для мечети и проводит кампании по сбору средств на ее содержание.

Во время беспорядков 2021 года Исламское движение проводило митинги в поддержку израильских арабов в смешанных городах против «агрессии государственных властей», а веб-сайты движения призывали к многотысячным демонстрациям (то есть беспорядкам) в Акко и Яффо. Южное отделение во время последней войны в Газе также отождествляло себя с ХАМАС, когда террористическая организация обрушила тысячи ракет и снарядов на города и поселки Израиля. 

После всего этого следует задаться вопросом, как долго и в какой степени Мансур Аббас, как представитель «Братьев-мусульман» в Кнессете и израильском правительстве, сможет довольствоваться муниципальными достижениями для своих избирателей, прикрывая истинные идеологические цели, которыми руководствуется.

Перевод с Israel Hayom Артема Добровольского

Похожие статьи