| Бен-Дрор Ямини
Бен-Дрор Ямини

В Израиле не контролируют экспорт оборонных технологий

В Израиле не контролируют экспорт оборонных технологий

Индустрия высоких технологий - предмет национальной гордости израильтян. Мы называем себя страной стартапа и не забываем о том, что хай-тек - движущая сила нашей экономики. Но, перефразируя известное выражение, нет добра без худа. У хай-тека есть и темная сторона, о которой дает представление скандал вокруг одной из разработок израильской компании NSO.

В воскресенье, 18 июля, темой для заголовков в зарубежных СМИ стал взлом телефонов журналистов и политических деятелей с помощью шпионской программы Pegasus, разработанной израильтянами. В публикациях утверждается, что программу использовали для слежки в 45 странах - от Мексики до Саудовской Аравии.

Ранее в иностранной прессе появлялись утверждения о том, что Pegasus помог саудовским спецслужбам выследить и убить диссидента Джамаля Хашогги, смерть которого вызвала громкий скандал в 2018 году.

guardian.jpg

NSO разрабатывает программное обеспечение для борьбы с террором. Войну с террористами нельзя вести в белых перчатках. Когда речь заходит о предотвращении теракта, права человека отступают на второй план. И пока продукция NSO и других подобных компаний используется по прямому назначению, претензий нет и быть не может.

Проблема возникает в случае, когда государство, купившее программу, начинает применять ее для борьбы с оппозицией. Именно о такой проблеме и говорится в недавних публикациях, авторы которых заявляют, что Pegasus использовали отнюдь не для борьбы с террором и организованной преступностью.

washington.jpg

Авторы некоторых материалов считают, что под колпаком израильской шпионской программы оказались 10.000 журналистов, политиков, общественных деятелей. Но даже если бы их было не 10.000, а всего десять или даже один, то все равно возникли бы вопросы относительно этической стороны деятельности NSO и контролирующих инстанций Израиля.

Программа Pegasus - средство разведки и, следовательно, оружие. Любая сделка о продаже подобной программы за границу должна быть утверждена двумя министерствами Израиля - обороны и иностранных дел. В данном случае понятно, что в министерствах недоглядели, не приняли во внимание возможные последствия сделки.

Иностранные журналисты пока воздерживаются от прямых обвинений в адрес Израиля, но достаточно того, что название еврейского государства попало в заголовки материалов, рассказывающих о слежке и репрессиях в отношении "неблагонадежных элементов".

monde.jpg

Это не первый скандал вокруг программы Pegasus. Еще в 2018 году против NSO были поданы 2 судебных иска, в Израиле и на Кипре. Истцы утверждали, что власти ОАЭ более года использовали программу Pegasus для слежки за журналистами, оппозиционерами и иностранными политиками, среди которых наследный принц Саудовской Аравии, премьер-министр Ливана и эмир и другие члены королевской семьи Катара.

Позже, в 2019 году, в суд американского штата Калифорния обратилась компания WhatsApp, обвинившая NSO во взломе 100 личных аккаунтов пользователей.

Нынешний скандал было бы легко предотвратить, если бы чиновники, отвечающие за утверждение экспортных сделок, потрудились провести собственную проверку и выяснить, что же в действительности происходит с израильскими кибертехнологиями за границей.

Возможно, скандал скоро стихнет. Представители с NSO утверждают, что у компании имеется возможность дистанционно заблокировать незаконную слежку. Это заявление, как и информацию, опубликованную в зарубежных изданиях, следовало бы тщательно проверить. Ибо на прицеле - свобода слова, независимость прессы, права человека. Если не положить конец практике незаконной слежки, эта практика может стать обычным делом во многих странах. В том числе и в Израиле.

19 июля 2021 года компания NSO отреагировала на публикации в The Washington Post, The Guardian, Le Monde и других зарубежных изданиях, назвав их "ложной информацией, основывающейся на ошибочных умозаключениях", и "частью кампании, организованной хорошо известными интересантами".

ngo.jpg

В комментарии компании указывается на возможность подачи иска за клевету и на то обстоятельство, что программа Pegasus продается исключительно спецслужбам и правоохранительным структурам, ведущим борьбу с террором и организованной преступностью.

Программа Pegasus работает следующим образом: объект получает на телефон текстовое сообщение с приглашением нажать на ссылку под соблазнительным предлогом. Если он это делает, на его мобильный телефон загружается шпионская программа, позволяющая взять под контроль микрофон и камеру и впоследствии мониторить его телефонные звонки, электронную почту, контакты, а возможно, и другие данные.

Вести

Похожие статьи