| Давид Бахшиев
Давид Бахшиев

К вопросу о горско-еврейском национальном образовании

К вопросу о горско-еврейском национальном образовании
Костюм горских евреев среди традиционной одежды народов Дагестана в музее в Дербенте

В настоящее время единственным на Земле административно-территориальным образованием, в котором джуьгьуры имеют статус коренной народности, является Дагестан (многонациональная автономная республика в составе РФ). Здесь располагались многие места традиционного компактного проживания этноса и имеются условия для развития национальной культуры и языка, сохранения среды обитания, традиционных промыслов и ремёсел национальных меньшинств»1.

Большинство государств, в которых проживают этнические группы джуьгьуров, проявляет толерантность к национальным меньшинствам и этносам, не наделяя их, однако, правами коренных народностей. В Дагестане горские евреи (джуьгьуры), ошибочно, как и везде, называемые татами, признаны одним из 14 коренных народов2, а их язык имеет конституционный статус одного из государственных в республике3. Вряд ли джуьгьуры получат такие же права и в других местах их проживания. Что нужно сделать, чтобы наш этнос окреп и сохранился на века?

Историю становления национального образования джуьгьуров можно узнать из многих источников4,5,6. Воспоминания Я.М. Агарунова о становлении национального образования в Губе4, общие сведения и оценку того периода, описанное В. Дымшицом5, можно дополнить воспоминаниями Р.Д. Бахшиева (1917-2000) об учёбе в дербентской религиозной школе, записанными автором. «В семье среднего достатка получение мальчиками начального религиозного образования считалось обязательным. Учителями были доморощенные “преподаватели-воспитатели”, часто не знавшие иврита, не имевшие достура и выполнявшие обязанности резника. 

Эти уроки давали им дополнительный заработок. Занятия проводились в доме раби. Обычным явлением считались телесные наказания. Ученики сидели на полу, окружая преподавателя, который имел под рукой длинную розгу и мог достать ею любого из них, не вставая с места. Из особо неспокойных учеников учитель выбивал “хулиганство”, до исступления лупя их линейкой по ладони. Однажды, после такого “воспитания”, я убежал с уроков, и спрятался во дворе нашего дома, под перевернутой лодкой. Когда меня разыскали, я показал свою вспухшую ладонь брату Соломону, в то время юноше. Он провёл “разъяснительную беседу” с «раби», после чего я вернулся к учёбе. Все обучение сводилось к заучиванию текстов молитв и заповедей на иврите, повторяемых вслед за раби. Мы не понимали иврита. Краткое изложение нам содержания зазубриваемых текстов, естественно, не давало знания древнееврейского языка, а превращались в скучное и бесполезное занятие. В итоге ученики оставались безграмотными. Народ, несмотря на всеобщее почитание религии и священных книг, не испытывал уважения к самозваным посредникам между Богом и людьми. В 20-30-е годы простой люд ломился в клуб, где ставились сценки из городской жизни, высмеивающие таких полуграмотных псевдоучителей, прикрывающихся маской служителей культа. Основы религиозных знаний я получил от своего отца, уважаемого в общине человека, который одно время был раввином в дербентской синагоге. Возможность получить какое-то общее образование появилась уже после установления советской власти».

Создание единой системы национального образования — жизненно важная задача для этноса, не только распавшегося на группы, живущие в разных странах, но и столкнувшегося с появлением различий в языке общения, изменением менталитета, ценностных представлений, выражающихся в понимании общности истории, оценке справедливости, приемлемых приличий и этикета, в воспитании детей, во внутрисемейном и внутриродовом укладе взаимоотношений, ведении домашнего хозяйства, направлении развития литературы и искусства, и др. Устранение этих различий должно составлять цель единой системы национального образования. Дальнейшее сохранение культурного единства джуьгьуров зависит от решения этой многогранной и сложной проблемы на достойном профессиональном уровне.

Эту цель преследует примерный перечень предметов для изучения в национальных школах (классах) джуьгьуров7. При благоприятных условиях свою принадлежность к определённому этносу ребёнок осознаёт в первые годы жизни (от 6 до 11 лет)8. Всего для изучения полного курса обширной программы национального образования ученикам потребуется около восьми лет (в зависимости от качества учебных пособий и квалификации преподавателей).

Какие-либо отдельные меры не способны заменить систему национального образования. Создание такой системы в полной мере решит национальную проблему, всё усложняющуюся уже несколько десятилетий.

Ссылки:

1. Словарь социолингвистических терминов. - М.: Российская академия наук. 

    Институт языкознания. Российская Академия лингвистических наук. 

    Отв. редактор: доктор филологических наук В.Ю. Михальченко. 2006).   

2. Постановление Государственного совета Республики Дагестан от 18

    октября 2000 года n 191 о коренных малочисленных народах Республики

    Дагестан, пункт 1.

3. Конституция Республики Дагестан (с изменениями на 26.12.2017) ст. 11.

4. Я.М. Агарунов «Большая судьба маленького народа». Воспоминания. – М.,

    ЧОРО, 1995.

5. «Горские евреи: История. Этнография. Культура». Сост. Ред. В.А. Дымшиц,

     «Даат/Знание», 1999.

6. «Из истории горских евреев Дагестана (1920-1930-е гг)». – М., изд-во

     «Парнас», 2014. Сост. Д.Ш. Рамазанова

7. «О программе горско-еврейского национального образования» статья
    Д. Бахшиева на сайте stmegi.com, 10.12.2018, раздел «Горские евреи»,
    подраздел «История и традиции».

8. Pijaget J., Weil A.M. The development in children of the idea of the homeland

    and of relashions other counries// International Social Bulletin. 1951/ Vol. 3. P. 561-578.

Похожие статьи