Кризис в отношениях между Израилем и Польшей, вызванный принятием последней закона, ограничивающего права лиц, переживших Холокост, на возвращение имущества, изъятого во время Второй мировой войны, не просто серьезен. Он может потенциально подорвать отношения между двумя странами.
Резкая критика министра иностранных дел Яира Лапида в адрес Польши привела к скандалу. Выражаясь международном дипломатическим языком, можно сказать, что он разорвал связи с Варшавой.
«Польша одобрила аморальный, антисемитский закон», — сказал он и поручил поверенному в делах Израиля в Варшаве немедленно вернуться домой.
Что еще хуже, Лапид заявил, что он находится в контакте с администрацией Соединенных Штатов, чтобы обсудить соответствующие ответные меры.
Нельзя не задаться вопросом, пошли бы поляки на принятие этого закона, если бы Биньямин Нетаньяху все еще находился у власти? Оказывается, та же проблема, с которой Израиль сталкивается со своими врагами на границе, существует и в странах, которые дружат с еврейским государством, но имеют противоречия по некоторым вопросам.
В эпоху Лапида-Беннета, когда Израиль стал демонстративно лояльным к Соединенным Штатам, некоторые страны пользуются возможностью сделать шаги, которые сами по себе не являются антиизраильскими, но вредят нам. И здесь Израиль, столь ревностно относящийся к Холокосту, чувствует необходимость привлечь США.
Израиль никогда не должен был доходить до этой кризисной точки в отношениях с Польшей, но создается впечатление, что Лапид подталкивает его к этому. Когда еврейское государство было создано, оно искало союзников. Польша, наряду с Чехословакией и Австрией, поддержала его, когда остальная Европа этого не сделала.
Лапид стремится избавиться от независимых отношений с Израилем, чтобы просигнализировать о союзничестве с демократическим правительством США. Польша — золотая возможность для этого.
Вместо того чтобы попытаться наладить отношения с Варшавой, которая имеет обширные интересы в Израиле в сфере безопасности и экономики, Лапид только усугубляет конфликт.
Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда