Год Шмиты: получится как всегда?

Год Шмиты: получится как всегда?

Приближается Шмита, субботний год для сельхозземель (он начнется 7-го сентября, в Рош а-Шана), и у светских, религиозных и харедим появится еще один фронт борьбы.

Соблюдение Шмиты раз в семь лет предписано Торой в знак признания власти Бога над землей и как средство обеспечения социально-экономической справедливости. Шмита призвана научить человека смирению перед Богом. Ее соблюдение, невзирая на финансовые потери для земледельца и экономические трудности для потребителя, считается чрезвычайно важным испытанием религиозной и моральной устойчивости общества.

Однако в условиях, когда современный Израиль сталкивается с сельскохозяйственными и экономическими трудностями, а также с военно-дипломатическими проблемами, обеспечить полное соблюдение Шмиты совсем не просто. Некоторые фермеры действительно оставляют свои поля под паром. Но это не решение для всей страны, которой все еще нужно питаться и поддерживать платежеспособность сельскохозяйственного сектора.

В ответ на это раввинское руководство 125 лет назад разработало систему «хетера мехира» («продажу» сельскохозяйственных земель неевреям на год Шмиты по трастовому договору, который разрешает евреям обрабатывать землю и продавать продукцию на определенных условиях).

С тех пор Главный раввинат неохотно всякий раз возобновляет «хетера мехира», обходя шмиту, но использование этого маневра становится все более проблематичным.

Начнем с того, что «продажа» подразумевалась как временное соглашение, а не как освобождение от соблюдения Шмиты на два столетия. Более того, многие землевладельцы подписывают бумаги о «продаже» своей земли, но не следуют сложным правилам, которые регулируют ведение хозяйства после такой «продаже».

В шмиту 5768 года (2007-2008) ситуация значительно улучшилась благодаря усилиям раввина агропромышленной компании «Тнува» Зеэва Вайтмана, который возглавил совет раввината по Шмите и усердно работал над тем, чтобы пересмотреть и повысить ее соблюдение сельхозпроизводителями по всей стране. К сожалению, семь лет назад (5775, 2014-2015) контролируемый харедим раввинат исключил раввина Вайтмана из контроля процесса шмиты. В этом году Главный раввинат не предпринял никаких серьезных усилий, чтобы должным образом внедрить эти процедуры.

Ортодоксальные евреи, которые навязывают себе более строгие стандарты соблюдения Шмиты, переживают ее в основном благодаря покупке заграничных продуктов. Действительно, различные организации по контролю кашрута в харедимном мире были заняты подписанием контрактов на поставку продуктов с сельхозпроизводителями Палестинской автономии, Газы, Иордании и Турции.

Это приводит меня в ярость. Столь высокая зависимость от арабских продуктов неприемлема по медицинским, национальным и религиозным причинам.

Почти каждый цикл Шмиты в общине харедим вспыхивает эпидемия гепатита, вызванная заражением, содержащимся в овощах, выращенных арабами в неочищенной сточной воде. Несколько раз Министерство здравоохранения Израиля запрещало импорт огурцов и фасоли из палестинских районов из-за высокого уровня патогенных микроорганизмов.

В прошлую шмиту арабские фермеры завоевали огромную долю рынка в сельском хозяйстве Израиля, потому что их продукция пользовалась спросом, в то время как еврейские фермеры не могли найти покупателей. Многие крупные продовольственные сети были принуждены организациями кашрута «Бадац» (которые оказывают все большее влияние на рынок) не покупать и не поставлять овощи «хетера мехира».

Но обратите внимание: в прошлую Шмиту харедимные организации по надзору за кашрутом были вынуждены признать, что большая часть продуктов арабского происхождения, которые они закупали для своей паствы, оказались продуктами еврейского происхождения, тайно проданными кибуцами арабам для перепродажи евреям. Если теперь большую, чем когда-либо, часть израильского населения будут принуждать покупать продукты у арабов, можно ожидать, что мошенничество только усилится.

В прошлую и позапрошлую Шмиту ультраортодоксы угрожали лишить разрешения на кашрут в Иерусалиме и других городах любое заведение общепита, полагающееся на послабления в Шмите. Они заставили гостиницы, рестораны и другие заведения общественного питания в таких местах, как Иерусалим, отказаться от вегетарианских блюд «хетера мехира» под угрозой лишения сертификата кошерности. Навязывание таких строгих правил широкой общественности политически и экономически ошибочно.

Это подводит нас к сути вопроса. На общенациональном уровне соблюдение Шмиты — это не просто личный вопрос технической галахической правильности и неправильности или вопрос о том, как прожить в качестве религиозного потребителя. Это также вопрос государственной политики. Это означает заботу обо всех евреях Израиля, а не только о безупречной кошерности вашей личной посуды и безупречной чистоте овощей, которые вы кладете себе в рот.

В этом религиозно более широком и национально ответственном контексте необходимо учитывать и другие галахические императивы: императив обеспечения доступа широких слоев населения к базовому кашруту и недопущения абсолютного нарушения традиции; императив поддержания экономически жизнеспособного еврейского сельскохозяйственного сектора; императив защиты Земли Израиля от ползучей арабской аннексии.

Столетия назад ответственное раввинское руководство поняло, что на нем лежит ответственность за гармонизацию отношений Галахи с общим благом общества. Так, оно создало «прузбул» — юридическую хитрость, которая дипломатично управляет режимом прощения долгов в субботний год. Ответственные раввины также придумали «хетера иска» — галахический договор, позволяющий бизнесу обходить запрет Торы на начисление и выплату процентов.

Почему они это сделали? Потому что этого требовали реальная жизнь и массы.

Ответственное раввинское руководство сегодня должно понять, что для всей страны еще не пришло время отказаться от «хетера мехира». Более того, оно может и должно поддержать ряд других стратегий снабжения сельскохозяйственной продукцией в течение года Шмиты, особенно с помощью инновационного механизма «оцар бейт-дин».

«Оцар бейт-дин» — это решение «общественного казначейства», которое предполагает использование, а не избегание, продуктов еврейского труда в год Шмиты и отношение к продукции как к «святым плодам». Потребление этой продукции является мицвой, а не грехом, хотя необходимо приложить особые усилия, чтобы продавать, есть и утилизировать остатки таким образом, чтобы уважать «святой» статус продукции. (Страх перед михшолем (препятствием), перед тем, что светские израильтяне окажутся перед таким «камнем преткновения», является одной из причин, по которой харедимные раввины избегают подхода «Оцар бейт-дин»).

Ассоциация «Оцар Харец» предлагает гарантированные поставки сельскохозяйственной продукции «из государственной казны» потребителям, которые заранее регистрируются на ее сайте. Ассоциация также продает такие овощи, как картофель, морковь и тыква, выращенные в «шестой год» и хранящиеся в холодильниках, а также фрукты и овощи, выращенные израильскими фермерами на гидропонных установках или выращенные в земле израильскими фермерами в пустыне Арава и некоторых районах Негева. (Эти территории не входят в границы Эрец Исраэль, очерченные в Торе, и поэтому законы Шмиты там не применяются.)

С точки зрения национальной безопасности, экономической и духовной перспективы путь «Оцар бейт-дин» гораздо предпочтительнее импорта сельскохозяйственной продукции из-за рубежа или от палестинцев. И, по мнению многих выдающихся галахических авторитетов, он также предпочтительнее, чем использование продукции «хетера мехира». К сожалению, ни Главный раввинат, контролируемый харедим, ни Министерство сельского хозяйства не прилагают реальных усилий в этом направлении.

По мере приближения особого года Шмиты я вновь сокрушаюсь о том, что Главный раввинат остается в руках узколобых лидеров. Израиль застрял с главными раввинами, которые отвергают национально ответственные и галахически благоприятные решения кризиса Шмиты — которые принесут пользу как религиозным, так и нерелигиозным израильтянам.

Главные раввины также отказываются рассматривать предложения правительства о новых способах надзора за кошерной пищей в стране, о новых подходах к гиюру неевреев и о новых правилах назначения судей религиозных судов (даяны). Один из главных раввинов Израиля регулярно разражается язвительными тирадами, нападая на Израиль, светских израильтян, общее образование, службу в армии и ценность оплачиваемой работы.

Неспособность раввината подойти к шмите 5782 года творчески и деликатно еще раз доказывает, что система и критерии выбора следующих главных раввинов Израиля должны быть изменены. Необходимо, чтобы в 2023 году Израиль избрал широко мыслящих и разумных главных раввинов.

Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи