Во время второго Сионистского конгресса, состоявшегося в 1898 году в Базеле, Макс Нордау призвал к созданию нового типа еврея — мускулистого спортсмена.
Этос «мускулистого иудаизма», согласно которому евреи освобождаются от своей жалкой, слабой натуры с помощью физических упражнений, чтобы выполнить сионистскую миссию, глубоко проник в современную израильскую культуру.
Однако, именно когда Нордау произносил свою речь, большая волна евреев эмигрировала из Европы, не в Израиль, а в Соединенные Штаты. Там, в плавильном котле американского общества, медленно, но верно создавалась альтернатива сионистскому мускулистому еврею Нордау. И на последних Олимпийских играх мы увидели эту альтернативу во всей красе — в виде сборной Израиля по бейсболу.
Много споров было вокруг этой команды, созданной благодаря редкому стечению обстоятельств, которая завоевала пятое место. Во-первых, ее члены являются израильтянами лишь формально. Израильская ассоциация бейсбола по всей территории США искала игроков, которые имеют право на гражданство еврейского государства в соответствии с Законом о возвращении, и натурализовала их как раз к предполагавшейся дате проведения Олимпийских игр — в 2020 году.
Большинство (если не все) из этих новых израильтян не имели намерения иммигрировать в Израиль, что вызывает вопросы о том, использовали ли они этот процесс только для того, чтобы стать олимпийцами. В свою защиту их сторонники утверждают, что эти евреи из диаспоры выражали свою любовь к Израилю, выкладываясь на поле, решив принести еврейскому государству олимпийскую славу.
Давайте начистоту: историческое пятое место команды не отражает абсолютно никаких спортивных достижений Израиля. Если и есть какие-то достижения, то лишь связанные с поисками по всей Америке бейсболистов с еврейскими корнями.
Хотя в составе команды действительно было несколько игроков израильского происхождения, считать их чем-то большим, чем символами слаборазвитости бейсбола в этой стране (сеанс саморазоблачения: автор этих строк сам с детства играл в бейсбол), было бы ошибочно.
В действительности настоящая сборная Израиля — т.е. состоящая из игроков, чье израильтянство не ограничивается недавно полученными паспортами — занимает 24-е место в мире и не имела бы ни малейшего шанса претендовать на одно из шести олимпийских мест, если бы американские игроки не заняли место в ее составе.
В этом смысле утверждение, что эта команда не имеет почти никакого отношения к Израилю, совершенно оправданно. Эти игроки полностью американские. Но это упускает суть того, что в них такого удивительного: они все евреи.
Любовь между американским еврейством и одним из любимых развлечений американцев насчитывает более 100 лет. Американские евреи любят спорт в целом, но успехи евреев в бейсболе — это нечто исключительное.
Меньшинство, насчитывающее около двух процентов населения США, породило множество ярких звезд разных поколений — среди выдающихся примеров прошлого можно назвать Хэнка Гринберга, Сэнди Кауфакса и Шона Грина, а среди более современных — Яна Кинслера, Кевина Юкилиса и Райана Брауна.
Гипотетический состав, включающий трех последних, до недавнего времени считался бы одним из лучших в этом виде спорта. Олимпийские игры в Токио доказали, что команда, состоящая из игроков лишь незначительного меньшинства из одной страны, достаточно хороша, чтобы конкурировать с ведущими странами.
Более широкий взгляд на Олимпийские игры показывает, что, хотя Израиль чрезвычайно успешно выступил в Токио, по сравнению с ожиданиями, этот успех затмевают индивидуальные достижения таких американских спортсменов-евреев, как Марк Спитц, Дара Торрес и Ленни Крайзельбург.
Урок, который можно извлечь из их успеха, заключается в том, что Макс Нордау был неправ. Возрождение «еврейского духа», особенно через спорт, не требует подчинения сионистскому этосу, или, говоря более простым языком, — чтобы быть мускулистым евреем, необязательно становиться израильтянином.
Среди израильских евреев часто возникает ощущение, что их собратья из диаспоры остаются неполноценными, пока они не живут в Израиле и не участвуют в строительстве еврейского национального государства. История успеха американского еврейства, отличным примером которого является еврейский бейсбол и эта конкретная олимпийская команда, показывает сионистским пуристам, что существует альтернатива еврейской самореализации, которая не имеет ничего общего с Израилем.
Ян Кинслер — отличный пример. В 2017 году на World Baseball Classic, аналоге Кубка мира по бейсболу, Кинслер, заработавший за свою игровую карьеру более 100 миллионов долларов, имел возможность играть либо за команду США, либо за команду Израиля (которая в данном случае тоже состояла из израильтян только по названию, не имеющих даже гражданства). Тогда Кинслер предпочел представлять Соединенные Штаты. Но на этот раз он выбрал Израиль.
Кинслер реализовал себя таким образом, что Нордау был бы в замешательстве: став окончательным символом еврейской мускулистости, он решил сохранить свою диаспоральную идентичность. Его успех, как и успех американских евреев в целом, является напоминанием для израильтян: мы, гордые американские евреи, не нуждаемся в вашей помощи; мы прекрасно справляемся здесь. Более того, как доказал Токио, иногда мы нужны вам больше, чем вы нам.
Haaretz, перевод Якова Скворцова