После попадания Кабула в руки талибов — как раз накануне 20-й годовщины терактов 11 сентября — внимание всего мира вновь оказалось прикованным к Афганистану.
Расположенная в южной части Центральной Азии, с не самыми мирными соседями, такими как Иран на западе и Пакистан на востоке, страна, не имеющая выхода к морю, которая когда-то служила базой для операций «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена, столь же притягательна, сколь и сложна.
И все же, несмотря на свое бурное прошлое, когда Афганистан служил очагом напряженности для Британской империи, Советского Союза и теперь Соединенных Штатов, он долгое время являлся источником для одной из самых интригующих неразгаданных тайн еврейской истории: судьбы некоторых из десяти потерянных колен Израиля.
Периодически в течение последних двух десятилетий заголовки СМИ поднимали интригующий вопрос о том, не являются ли пуштунские племена, представители которых составляют большинство в группировке «Талибан», на самом деле нашими давними родственниками, потомками населения Израильского царства, которое было изгнано Ассирийской империей более 2 700 лет назад.
Хотя возможность такой связи может показаться кому-то высосанной из пальца, беглый взгляд на доказательства показывает, что ее не следует отвергать сразу.
Численность пуштунов, или патанов, исчисляется десятками миллионов человек, большинство из которых проживает в Пакистане, Афганистане и Индии. Они разделены на несколько сотен кланов и племен, которые яростно сохраняли свою этническую самобытность в условиях иностранных завоеваний и оккупаций.
До подъема исламского фундаментализма в регионе многие пуштуны объявили себя «Бани Исраэль» (сынами Израиля). Об этом свидетельствует устная традиция, которую их предки передавали из поколения в поколение. Это обстоятельство отмечали многие исламские путешественники и историки, начиная с XIII века, когда утверждение о еврейском происхождении в Центральной Азии едва ли давало какие-то преимущества. В течение последующих 400 лет другие исламские ученые и писатели отмечали сохранение этой традиции.
В 19 веке ряд западных ученых, посетивших регион, пришли к выводу, что пуштуны на самом деле являются потомками израильтян.
В своей работе 1858 года «История афганцев» (Histoire des Afghans) Жозеф-Пьер Ферье писал, что вождь одного из крупнейших пуштунских племен, юсефзай («сыновья Иосифа»), подарил Надир-шаху Афшару персидскому «Библию, написанную на иврите, и несколько других предметов, которые использовались в их древнем культе и которые они сохранили».
Подобным образом майор Генри У. Белью, служивший в британской колониальной индийской армии, в своей работе 1861 года «Потерянные колена» (The Lost Tribes) писал о пуштунах следующее: «Названия их племен и населенных пунктов, как в древней географии, так и в настоящее время, подтверждает эту универсальную естественную традицию. Наконец, мы имеем маршрут израильтян из Мидии в Афганистан и Индию, отмеченный рядом промежуточных остановок, носящих названия нескольких племен и четко указывающих на этапы их долгого и трудного пути».
Совсем недавно президент Израиля Ицхак Бен-Цви в своем исследовании 1957 года о периферийных еврейских общинах «Изгнанные и возвращенные» посвятил целую главу «афганским племенам и устным традициям их происхождения».
Основываясь на научных исследованиях, а также на интервью, которые он провел с многочисленными афганскими евреями, совершившими алию в 1950-х годах, Бен-Цви писал: «Афганские племена, среди которых евреи жили на протяжении многих поколений, являются мусульманами, которые и по сей день сохраняют удивительную традицию о своем происхождении от десяти колен». Хотя он осторожно отмечает, что «имеющиеся в нашем распоряжении доказательства, конечно, недостаточны для практических выводов», он, тем не менее, правильно утверждает: «Тот факт, что эта традиция, и никакая другая, сохранилась среди этих племен, сам по себе является весомым аргументом».
Современные ученые значительно пополнили наши знания по этому вопросу. Доктор Навраз Аафриди из Калькутты, выходец из пуштунских племен, много и убедительно писал о доказательствах их связи с древними израильтянами, а доктор Эяль Беэри, ведущий израильский специалист по пуштунам, зафиксировал ряд их обычаев и традиций, идентичных еврейским: обрезание на восьмой день после рождения, воздержание от смешивания мясного и молочного, зажигание свечей накануне субботы и даже левиратный брак.
Другие ученые отмечают сходство между древним племенным кодексом пуштунов, «Пуштунвали», и еврейскими традициями.
Хотя исследования ДНК дали мало доказательств, подтверждающих эти утверждения, в статье 2017 года в журнале Mitochondrial DNA было заявлено, что существует «генетическая связь еврейской конгломерации с племенем хаттак», одном из пуштунских кланов.
И хотя талибы сделали многое, чтобы стереть любые следы их доисламской истории, традиция отказывается умирать.
Как отметил антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме доктор Шалва Вайль по поводу связи пуштунов с потерянными коленами Израиля: «О них существует больше убедительных свидетельств», чем о ком-либо другом.
Однако этот увлекательный исторический курьез не должен отвлекать нас от того факта, что талибы настроены злобно антиизраильски, и ни один пуштун, как известно, не проявил публичного интереса к возвращению к своим еврейским корням.
Действительно, как утверждает доктор Беэри, даже если пуштуны биологически и исторически связаны с народом Израиля, это еще не означает, что «завтра они примут иудаизм и приедут жить в Землю Израиля».
Одни лишь разговоры о «массовом обращении и миграции миллионов пуштунов из Афганистана и Индии в Государство Израиль, — писал он, — могут повредить перспективам построения более тесного регионального сотрудничества и взаимопонимания».
Конечно, существуют и другие теории происхождения пуштунов, а многие ученые отвергают утверждение о их связи с древними израильтянами. Но, учитывая древнюю цивилизацию пуштунов и их дальнюю диаспору, а также их ключевую политическую и демографическую роль в различных частях азиатского субконтинента, представляется разумным, чтобы еврейский народ искал пути диалога с ними, если и где это возможно.
Сама возможность общей исторической идентичности могла бы послужить основой для дискуссии между евреями и пуштунами, которая могла бы привести к ослаблению враждебности и подозрительности и, возможно, заложить основу для более прочных отношений в будущем.
Учитывая их фанатичную религиозность, талибы, конечно, не являются адресом для таких усилий. Но в мире есть множество других пуштунов, с которыми мы должны стремиться навести мосты, независимо от того, будем ли мы считать ли их нашими давно потерянными родственниками.
Jerusalem Post, перевод Ильи Амигуда