В последнее время азербайджано-иранские отношения заметно обострились. Президент Ильхам Алиев в интервью турецкому телеканалу осудил действия Ирана за то, что иранские грузовики направляются в Карабах в обход Азербайджана, что является признаком открытого неуважения к соседней стране.
В свою очередь, 28 сентября официальный представитель МИДа Ирана Саид Хатибзаде выразил официальную точку зрения Ирана в связи с заявлением азербайджанского президента Ильхама Алиева, выразившего возмущение иранскими учениями у границ Азербайджана.
При этом представитель внешнеполитического ведомства Тегерана намекнул на израильское присутствие в Азербайджане, заявив, что «Исламская республика не потерпит присутствия израильского режима вблизи своих границ и примет все необходимые меры для своей безопасности».
Заявление Президента Азербайджана Ильхама Алиева по пресечению попыток нарушения Ираном государственного суверенитета Азербайджана — очень смелое и справедливое. В принципе оно отражает реальность. То есть Азербайджан — это независимое государство, которое вправе ожидать от соседней страны уважения своего суверенитета. Поэтому, если грузовики проезжают, нарушая суверенитет Азербайджана, пользуясь новым коридором, который образовался после его победы во Второй Карабахской войне, то нужно ожидать ответных шагов со стороны Азербайджана.
Поэтому я думаю, что в данном случае озлобление в Иране по отношению к словам Президента Азербайджана, (что видно по реакциям Тегерана) вызвано тем, что Иран просто не ожидал от Азербайджана смелых и решительных шагов. Дело в том, что если посмотреть вообще на ирано-азербайджаские отношения, то зачастую Иран представляет себя эдакой патерналистской страной. В Тегеране считают, что могут диктовать условия, хотя прекрасно знают, что Азербайджан — такая же полноправная страна, такой же член ООН, как и Иран. Они все равно считают, что могут совершать шаги, которые показывают их более высокую позицию. Если раньше иранцы считали азербайджанцев слабыми и поступали, как хотели, то понятно их недоумение, когда Азербайджан решительно заявил, что защитит свой суверенитет и пресечет наркотрафик.
Последние события действительно вызвали определённое обострение отношений между Ираном и Азербайджаном. Я думаю что, это обострение уже имеет место не в первый раз, а причиной является то, что отношения двух стран не всегда носят равноправный характер. Среди иранской политической элиты распространена точка зрения, что Азербайджан — это исторически иранская земля и все отношения с Баку строятся через эту призму. Вот поэтому нужно, по всей видимости, Ирану наконец понять, что Азербайджан — равноправный член мирового сообщества. И в этом плане нужно сказать, что заявления Ирана о том, что он не потерпит присутствие Израиля на азербайджанской территории, тоже указывает на то, что иранцы не совсем понимают, что такое государственный суверенитет.
Азербайджан вправе самостоятельно решать вопросы своих отношений с зарубежными странами, он вправе заключать договоры и соглашения, продавать или покупать оружие и т.д. Поэтому заявления, что «мы не потерпим их присутствия», указывают на то, что Иран до сих пор пытается представить себя страной, которая стоит выше других. Страна, которая рвётся к региональному лидерству, при этом забывает об элементарной этике международных отношений. И в данном случае можно опять же сослаться на присутствие и на маневры КСИР рядом с границей с Азербайджаном.
Мы понимаем, откуда все это идёт, потому что это связано с тем, что в Азербайджане были проведены совместные учения спецназа Азербайджана, Турции и Пакистана. Думаю, именно эти маневры разозлили Иран. Иранцы недовольны тем, что эти военные маневры демонстрируют взаимодействие безопасности между тремя странами, причем дистанцируясь от Ирана. Вот поэтому они решили выразить это недовольство через видного религиозного деятеля, аятоллу Сеида Хасана Амели, который занимает пост главного имама города Ардебиль и близок к духовному лидера ИРИ аятолле Али Хаменеи. Он счёл возможным сказать, что в такой ситуации мы покажем вам, что мы действительно сильная страна и мы проведём учения КСИР возле границы с Азербайджаном. Понятно, что имеет место переоценивание собственных сил. В конце концов в Иране должны понять, что Азербайджан —такая же равноправная страна, как Иран, поэтому нужно вести себя соответствующе.