Согласно отчету, подготовленному исследовательским отделом Кнессета Израиля, внутриклановая преступность с применением огнестрельного оружия в арабском секторе страны неуклонно растет.
Сегодня арабский сектор составляет 20% населения Израиля, но на его долю приходится 60% преступности. В 2017 году жертвами преступлений с применением огнестрельного оружия стали 1733 араба и 267 евреев. В 2020 году эти цифры выросли: 2983 арабов и 397 евреев.
Война преступных кланов
В конце июля нынешнего года одним из самых жестоких преступлений стало убийство супругов Джаруши – 58-летнего Юсефа и 46-летней Наваль, а также их 16-летней дочери (ее имя как несовершеннолетней запрещено к публикации).
Убийцы открыли шквальный огонь по машине семьи Джаруши, следовавшей домой через деревню Эйлабун в Галилее, в полутора десятках километров от Назарета. В живых осталась только вторая дочь Юсефа и Наваль, девятилетняя девочка, получившая ранения средней степени тяжести.
Расстрелянный Юсеф Джаруши – глава криминального клана, контролировавший преступные группировки городов Лод и Рамле. В этих городах значительную часть населения составляют арабские граждане.
Клану Юсефа Джаруши противостоял клан его родственника и однофамильца Зейда Джаруши. Основное занятие преступных группировок Лода и Рамле – наркоторговля и торговля похищенным и самодельным оружием. Юсеф, получив информацию о готовящемся покушении на него и его семью, переехал из Рамле в деревню Дир-Хана, соседствующую с деревней Эйлабун. Но враги достали их и там.
Объективности ради необходимо заметить, что в мае люди Юсефа Джаруши застрелили Хатама Джаруши из клана Зейда Джаруши. Причем это убийство произошло в святом для каждого мусульманина месте – возле мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Так что в данном случае речь может идти как о криминальных разборках, так и о кровной мести.
Генерал Джамаль Хакруш, первый представитель арабской мусульманской общины, дослужившийся до генеральского звания, а ныне возглавляющий Управление по повышению эффективности работы полиции в арабских населенных пунктах, считает, что сегодня, когда те или иные семьи захватили рынки наркоторговли, криминальные разборки практически всегда являются противостоянием кланов.
Вот еще один пример. Четверо парней в возрасте от 21 до 23 лет, жители арабского квартала Джавариш в Рамле, причастные к десяткам инцидентов, связанных с насилием и применением оружия, похитили восьмилетнего мальчика, завезли его на пустырь, избили и уехали. Не забыли прихватить и мобильный телефон ребенка. С трудом мальчик все-таки нашел дорогу домой и рассказал родителям о случившемся.
В полиции считают, что похищение мальчика – предупреждение одного из преступных кланов, действующих в Яффо, своим конкурентам в Рамле. Четверо похитителей арестованы и в ближайшее время предстанут перед судом.
Еще один случай. Житель Лода Хосам Джамаль Мусраги 23 лет был расстрелян средь бела дня у всех на виду автоматной очередью из проезжавшей мимо машины. И опять же, по предварительной версии следствия, убийство произошло на криминальной почве противостояния преступных кланов города.
«Отсутствие общих ценностей»
Бывший член Кнессета, председатель парламентской фракции арабской партии РААМ- ТААЛ Талеб А-Сана, выходец из бедуинской семьи, адвокат по профессии, обвинил полицию в «недостаточно строгом отношении к преступности в арабской среде». Он утверждает, что арабы «тонут в потопе черного рынка, торгующего оружием».
В интервью одной из газет на арабском языке, издающейся в Израиле, А-Сана подчеркнул: «Наиболее распространенной причиной драк и нападений среди молодежи является отсутствие уважения к отцам, в сочетании с отсутствием общих ценностей». Трудно сказать, что конкретно имел в виду авторитетный израильский араб, государственный и политический деятель высокого ранга. Но если А-Сана имел в виду тот факт, что образование и воспитание израильских арабов в детских садах и школах никак не коррелируется с образованием еврейских граждан Израиля, то он, несомненно, прав.
Учебники, по которым учатся юные поколения израильских арабов, мало чем отличаются от учебников, принятых в Палестинской национальной автономии (ПНА) с центром в Рамалле. Эта учебная литература полна ненависти и неприкрытой злобы к евреям. И не только к евреям.
Израильские арабы обвиняют полицию в недостаточном рвении в противостоянии криминалитету в своей среде, в попустительстве в отношении семейных распрей. Несомненно, головорезы наглеют. Об этом свидетельствует убийство наемниками наркомафии 48-летнего Анана Хакруша, племянника генерала Джамаля Хакруша. Труп Анана со следами огнестрельных ранений был обнаружен в городке Кафр-Кана, родном для всего семейного клана Хакруш. Кстати, это поселение с XVII века идентифицируется с Каной Галилейской, где Иисус совершил свое первое чудо.
В арабском секторе расследуется значительно меньше преступлений, чем в целом по стране. По словам А-Саны, полиция игнорирует просьбы здравомыслящей части арабской общины, представители которой не раз обращались в органы правопорядка с требованием вести более активную борьбу с незаконной продажей оружия и наркоторговлей. По мнению генерала Хакруша, полиция активно работает в целях предупреждения преступлений и их раскрытия, но ей трудно создать мощную агентурную сеть в арабской среде.
Вызов и ответ
И тем не менее в последние годы количество полицейских осведомителей растет. Как увеличивается и численность арабских сотрудников в израильской полиции. Только за последние два года ряды израильских блюстителей порядка пополнились сотнями арабов-мусульман, среди которых несколько десятков составляют женщины.
При этом в городах со значительным арабским населением всегда служили и служат офицерами и рядовыми представители мусульманской и христианской общин еврейского государства. К таким городам относятся Хайфа, Яффо, Беер-Шева, Афула, Рамле, Лод и ряд других городов.
Полиция, активизировав работу с агентурой, смогла завербовать в информаторы несколько авторитетов в криминальной арабской среде. Благодаря одному из таких осведомителей была проведена облава, в ходе которой было задержано более 60 подозреваемых в незаконной торговле оружием и различными видами запрещенных веществ.
В данном случае разведывательная информация добывалась несколько месяцев. Конечно, осведомитель сильно рисковал. Ибо смог вместе с агентом полиции произвести и зафиксировать на видео «контрольные закупки» автоматической винтовки М-16, трех автоматов Калашникова, четырех пистолетов, трех самодельных взрывных устройств и более 10 кг кокаина и героина.
Бандиты с ответом на решительный вызов правоохранительных органов не задержались. Они совершили убийство Сахара Исмаила, советника министра просвещения по делам в арабском секторе, выступавшего за «сульху» («примирение») кланов.
15 августа нынешнего года, когда Сахар Исмаил въезжал в деревню Кафр-Кана, его убили. Михаэль Бабиюнусов, прибывший в составе бригады скорой помощи через семь минут после нападения, констатировал: « В Сахара была выпущена 21 пуля. Стреляли в спину, а потом, приблизившись, в голову и грудь. Шансов выжить у него не было». Несомненно, стрелял профессионал, получивший наводку от тех, кто не мог смириться с позицией Исмаила, выступавшего за создание новых учебников для арабских школ, в которых не пропагандировалась бы ненависть к евреям и другим «неверным».
«Удар меча»
Когда стало известно о гибели советника, его близкий друг министр юстиции Гидеон Саар написал сразу в нескольких СМИ:
«Сахар Исмаил, мой дорогой друг, которого я любил как брата и соратника, был убит врагами народа Израиля. Уверен, что израильская полиция разыщет гнусных убийц, которые понесут наказание за совершенное преступление».
В связи с убийством Исмаила особое значение получила разработанная уполномоченными структурами программа по борьбе с преступностью в арабском секторе под названием «Удар меча». Ее поддержал нынешний глава правительства Нафтали Беннет, признавший, что в течение многих лет «правительство пренебрегало вниманием к преступности в арабском секторе страны».
Ответственным за проведение операции назначен министр внутренней безопасности Омер Бар-Лев. К операции подключены министерства внутренних дел, финансов, юстиции, а также ШАБАК (Израильская служба общей безопасности) и налоговое управление.
И эта программа, объединившая разведывательные возможности и технологические средства, сразу же показала свою эффективность. В течение полутора месяцев после начала операции «Удар меча» в арабском и бедуинском секторе были изъяты сотни единиц оружия, десятки килограммов наркотических средств и более миллиона незаконно полученных денежных средств в различной валюте. Задержан по подозрению в совершении преступлений 41 криминальный авторитет.
Полиция утверждает, что политическое противостояние между еврейским государством и ПНА не имеет значения в отношении еврейских и арабских преступников. В криминальной сфере царит «полный интернационализм». Понятно, что израильские и палестинские полицейские активно сотрудничают друг с другом в обезвреживании арабских, еврейских и межнациональных преступных группировок.
За последние два месяца в кварталах израильских городов, населенных арабскими гражданами, было открыто пять новых полицейских участков. Причем если раньше на работу в израильской полиции молодое поколение местных арабов привлечь было весьма проблематично, то сейчас среди добровольцев производится тщательный отбор.
Майор израильской полиции Халед Харари, бедуин по происхождению, в беседе с «НВО» сказал: «Открытие новых полицейских участков в районах и поселках, населенных арабами и бедуинами, где блюстителями порядка становятся они же, несомненно, ведет к развитию диалога между израильской полицией и арабскими гражданами страны, с другой».
«Убийства чести»
Этот термин на самом деле неприемлем. Правильнее характеризовать действия, подпадающие под такое определение, как позорные и бесчеловечные.
К сожалению, и сегодня в арабской и бедуинской общинах Израиля случаются насильственные смерти членов семей. Чаще всего – женщин. Причиненные их же родственниками за «навлечение на семью бесчестья».
Обычно под «бесчестьем, позором, срамом» идущая на убийство родня понимает запретные в их культуре действия сексуального характера. Такие как супружеская измена, добрачный секс, гомосексуальные отношения. К категории измены относят и вероотступничество. Согласно данным Министерства социального обеспечения Израиля, обычно публикующимся к Международному дню борьбы с насилием в семье 25 ноября, от рук мужей и других родственников в местных арабской и бедуинской общинах в среднем ежегодно погибает 15 женщин.
Программа, разработанная правительственной комиссией по борьбе с насилием во главе с министром внутренней безопасности, позволила резко снизить уровень семейного произвола, включая «убийства чести». И тем не менее такие преступления и сегодня имеют место.
Майор Халед Харари объясняет живучесть этого дикого обычая тем, что убийцы не определяют свои действия как преступные. При этом в большинстве случаев – а это уже статистика – нет доказательств того, что убитые нарушили какие-либо нравственные нормы арабского общества. Таким образом, вполне можно говорить, что несчастные женщины, жизнь которых загублена отцами, братьями или другими родственниками, «убиты сплетнями».
А иногда «убийства чести» – просто маскировка других причин для физического устранения женщины. Например, лишение жизни законной наследницы.
Но порой только слухи о том, что незамужняя женщина разговаривала с мужчиной, становятся причиной ее истязания и убийства. Зверства, проявляемые исполнителями «убийств чести», отвратительны.
Халед Харари убежден, что «убийства чести» – порожденная невежеством дикость. И конфессиональная принадлежность в данном случае не главенствует. Поэтому одна только полиция без взаимодействия с другими структурами общества добиться полного прекращения «убийств чести» не сможет. Восемнадцатилетний арабский юноша нанес сорок ножевых ударов сестре-подростку из-за сомнительных слухов о ее поведении. Семья радовалась (а скорее делала вид, что радуется) ее смерти.
По соседству с этой семьей шестнадцатилетний подросток убил свою разведенную мать. Убийца матери сказал арестовавшим его полицейским, что соседи сплетничали о ее безнравственном поведении. Следствие установило, что убитая женщина вела добропорядочный образ жизни.
Израильским стражам порядка приходится противостоять и давним традициям стрельбы на свадьбах. И хотя обычно выстрелы направлены в воздух, огнестрельное оружие никаких шуток понимать не желает. Так, в результате стрельбы, открытой одним из гостей на свадьбе в бедуинской деревне Басмат-Табун (к востоку от Хайфы), погибли мужчина и женщина. Очевидцы свидетельствуют, что стрельба стала следствием конфликта и драки между несколькими гостями. Майор Харари считает, что израильские стражи порядка «обязаны решительными мерами победить преступность, обнаружить и изъять незаконное оружие, чтобы позволить детям из арабского сектора учиться и расти без автоматной и ружейной канонады».