Администрация Байдена пытается частично отменить одно из величайших дипломатических достижений Израиля за последние десятилетия — признание суверенитета еврейского государства над всем Иерусалимом со стороны США, которое поддержали многие другие страны. Хорошая новость заключается в том, что в отличие от других дипломатических атак, у израильского правительства есть возможность противостоять этому.
США настаивают на открытии нового дипломатического представительства в Иерусалиме — такого, которое будет обслуживать Палестинскую автономию. Посольство США в Иерусалиме уже предоставляет консульские услуги палестинцам. Это неслыханная практика: иметь независимое консульство в том же городе, где находится посольство. Смысл создания отдельного консульства заключается в том, чтобы дезавуировать признание Иерусалима бывшим президентом США Дональдом Трампом. Однако согласно международному праву, США потребуется разрешение Израиля на этот шаг.
США не хотят открывать консульство только ради дипломатических связей с ПА. Если бы они хотели только этого, они могли бы легко сделать это, открыв представительство в Абу-Дисе или Рамалле — там, где большинство других стран держат свои миссии. Или они могли бы вновь открыть палестинскую миссию в Вашингтоне, которую Трамп также закрыл. Но, требуя от Израиля консульства в Иерусалиме, администрация Белого дома показывает, что речь идет не только о том, чтобы иметь удобное место, где можно выпить кофе с Махмудом Аббасом.
На самом деле целью открытия консульства является признание палестинских претензий на Иерусалим. Если у ПА нет законных притязаний на Иерусалим, то нет причин для открытия там консульства. Конечно, именно поэтому открытие консульства является главным требованием радикально антиизраильски настроенной Ильхан Омар, члена Палаты представителей. Бывший посол США в Израиле Дан Шапиро еще до последних выборов в США ясно дал понять, что открытие отдельного консульства для палестинцев призвано сигнализировать о поддержке США статуса Иерусалима как палестинской столицы.
В самом деле, с 1844 года у США было отдельное от посольства консульство в Иерусалиме. Но это было сделано потому, что США не признавали Иерусалим даже находящимся на территории Израиля (и очевидно, что это консульство было создано без всякой связи с палестинцами). Когда Трамп признал Иерусалим столицей и перенес посольство, ему пришлось закрыть консульство, потому что его существование было просто несовместимо с этим признанием. Открытие консульства вернуло бы время назад, как было до признания США Иерусалима. Администрация Байдена знает, что у нее нет внутренней поддержки на полное непризнание Иерусалима — поэтому она идет навстречу требованиям крайне левых, отменяя естественные последствия признания.
Это было бы большой проблемой: с момента создания государства ни одно израильское правительство любой политической ориентации не разрешало открывать дипломатическую миссию не в Израиле. Это было бы беспрецедентно. Хотя в Иерусалиме есть несколько европейских консульств, не аккредитованных в Израиле, они возникли еще до создания государства.
Если Израиль разрешит открытие такого консульства, трудно представить, как какая-либо страна в будущем будет дипломатически способна открыть посольство в Иерусалиме без открытия параллельной миссии в ПА. Это закрепило бы представление о том, что «обе стороны имеют законные претензии на город».
К счастью, правительство Израиля понимает, насколько это принципиальный вопрос, и решительно отвергло предложения США. Министр иностранных дел Яир Лапид выразил свое несогласие даже более решительно, чем Биньямин Нетаньяху, когда новая администрация впервые подняла этот вопрос. Нетаньяху никогда не приходилось выдерживать значительного давления, которое продолжает оказывать Госдепартамент США. Лапид дал понять, что он понимает, что речь идет не о дипломатическом представительстве, а о статусе Иерусалима.
Но история еще далека от завершения, поскольку США недавно активизировали свои настойчивые требования. Администрация США пытается запугать Израиль, называя консульство «предвыборным обещанием» Байдена — хотя трудно найти какое-либо публичное заявление по этому вопросу во время его предвыборной кампании. Правительство Израиля должно ясно дать понять, что единоличный суверенитет Израиля над Иерусалимом не является «предвыборным обещанием» — это фундаментальная, очевидная аксиома.
Американцы показывают, что они могут просто попытаться надавить, объявив, что откроют консульство и рассчитывая, что Израиль согласится. Израилю необходимо уже сейчас заявить, что он не примет свершившийся факт. Дипломатическая миссия нуждается во многих вещах от правительства принимающей страны, от дипломатических виз и номерных знаков до координации действий по обеспечению безопасности. Если Беннет и Лапид хотят удержать США от попыток применить жесткую тактику, им следует уже сейчас заявить, что правительство ни в коем случае не признает новое диппредставительство, открытое без его согласия.
Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда