| Циля Гершко
Циля Гершко

Двойные стандарты по-французски

Двойные стандарты по-французски

Во время конфликта в Газе в мае 2021 года, который начался с залпа ракет ХАМАСа по Иерусалиму, Франция осудила террористическую организацию и выразила поддержку праву Израиля на самооборону. В то же время она потребовала от Израиля сдержанности на том основании, что насилие якобы является результатом отсутствия политического прогресса в отношениях с палестинцами, провокационного характера еврейских поселений на Западном берегу и якобы нарушения Израилем статус-кво Иерусалима.

Франция еще не осознала, что применяемые ею двойные стандарты в отношении борьбы Израиля с терроризмом поощряют не только исламистских врагов Израиля, таких как террористические организации ХАМАС и «Исламский джихад», но и исламистских врагов самой Пятой республики, которые представляют реальную опасность для ее секулярных республиканских ценностей.

8-го августа во Франции открылся «судебный процесс века». Обвиняемые подозреваются в причастности к самому страшному теракту в современной истории страны, который произошел 13 ноября 2015 года. В тот день 130 человек погибли и почти 400 получили ранения в результате скоординированных террористических атак, произошедших одновременно в театре Bataclan, на футбольном стадионе (Stade de France) и в нескольких парижских кафе.

Около года назад был проведен судебный процесс над некоторыми из обвиняемых в причастности к нападениям в январе 2015 года, жертвами которых стали редакция сатирической газеты Charlie Hebdo и кошерный супермаркет. Эти два крупных террористических нападения потрясли французский народ, как и другие чудовищные теракты, совершенные впоследствии во Франции, в основном местными исламистами.

В результате во Франции был принят ряд законов, направленных на борьбу с терроризмом, а также с нелегальной иммиграцией, которая часто воспринимается как угроза национальной безопасности. Эти срочные реформы были несколько ослаблены серьезными политическими разногласиями между левыми и правыми, а также последующей дисквалификацией Конституционным судом Франции некоторых положений новых законов в связи с возможным нарушением прав человека.

В то время как Франция резко осуждает исламских террористов, действующих на ее территории, и часто заявляет о своей решимости бороться с этим явлением, она по-прежнему неоднозначно относится к решимости Израиля делать то же самое.

Это было подчеркнуто во время конфликта в Газе в мае. 13 мая президент Эммануэль Макрон выступил с заявлением, в котором «решительно осудил ракетные обстрелы израильской территории, ответственность за которые взяли на себя ХАМАС и другие террористические группировки, подвергающие серьезной опасности жителей Тель-Авива и других израильских городов и подрывающие безопасность Израиля». В то же время он выразил соболезнования «в связи с многочисленными смертями палестинских гражданских лиц в результате военных операций и столкновений с Израилем».

Макрон проигнорировал тот факт, что ХАМАС намеренно использовала население Газы в качестве живого щита и запускала ракеты из гражданских районов, а также то, что значительная часть жертв среди палестинцев была вызвана неудачными запусками ракет ХАМАСа. Макрон также повторил традиционную французскую теорию о том, что кризис является результатом тупика в мирном процессе с палестинцами, и призвал к мирному решению израильско-палестинской проблемы.

В период с 10 по 21 мая Министерство иностранных дел Франции опубликовало несколько заявлений, в которых осудило действия ХАМАСа, воздержавшись от того, чтобы назвать его террористической организацией. Французские заявления содержали критику в адрес Израиля. Например, 10 мая министерство осудило ракетный обстрел из сектора Газа израильской территории накануне вечером, но в то же время призвало «всех участников конфликта проявлять максимальную сдержанность и воздерживаться от любых провокаций, чтобы спокойствие было восстановлено как можно быстрее».

Министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан повторил заявление Макрона о праве Израиля на самооборону. Однако 23 мая, когда прекращение огня в Газе уже вступило в силу, он сделал крайне сомнительное заявление. Ссылаясь на массовые беспорядки израильских арабов в нескольких городах Израиля во время вспышки, он предупредил о риске «продолжительного апартеида» в Израиле, если палестинцам не удастся получить собственное государство.

Это заявление было резко осуждено тогдашним премьер-министром Биньямином Нетаньяху, который назвал комментарии Ле Дриана «наглым, ложным утверждением, не имеющим под собой никаких оснований», добавив, что Израиль «не потерпит лицемерной и лживой морализаторской проповеди». Министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази вызвал французского посла и сказал ему, что комментарии Ле Дриана «неприемлемы, безосновательны, далеки от реальности, и Израиль отвергает их с порога». «Израиль ожидает, что его друзья не будут выражать свое мнение безответственным образом», — добавляется в заявлении МИДа. Ашкенази назвал комментарии Ле Дриана «подарком экстремистским элементам и террористическим организациям».

Очевидно, что реакция Франции была вызвана не только заботой о жителях Газы, но и внутриполитическими соображениями. Франция опасалась, что события в Газе приведут к бурным демонстрациям местных мусульман и росту антисемитских нападений на французских евреев (как это происходило во время предыдущих раундов войны между Израилем и террористическими группировками, базирующимися в Газе). Действительно, министр внутренних дел Франции запретил демонстрацию «сторонников Палестины в Париже» 14 мая. Несмотря на запрет, сотни французских сторонников ХАМАСа собрались на демонстрацию, отказались от требований полиции разойтись и напали на полицейских.

Эти события во Франции иллюстрируют уязвимость ее борьбю с растущими очагами бедности и преступности, зачастую расположенными в пригородах со значительным мусульманским населением. Очевидно, что попытка угодить французским мусульманам, заняв показную «сбалансированную» позицию по палестино-израильской проблеме, не решает серьезных проблем, связанных с отношениями Французской Республики со своим мусульманским населением. Многие мусульманские иммигранты, особенно североафриканского происхождения, не интегрировались во французское общество и экономику и отчуждены от Франции. Рост влияния радикальных исламистов среди французских мусульман выражается, в частности, в увеличении числа тех, кто считает законы шариата выше законов Французской Республики.

К числу других тревожных явлений относится потеря французскими властями контроля над населенными мусульманами пригородами, участившиеся нападения на полицейских и повергающие в ужас террористические акты, совершаемые радикально настроенными французами.

Один из самых ужасных инцидентов произошел в октябре 2020 года, когда учитель средней школы Самуэль Пати был обезглавлен мусульманским иммигрантом в качестве мести за то, что он показал своим ученикам карикатуры на Мухаммеда из Charlie Hebdo. Заявление Макрона о поддержке публикации карикатур как соответствующего французскому республиканскому идеалу свободы выражения мнений привело к массовым антифранцузским демонстрациям по всему арабскому и мусульманскому миру. Макрон, который был удивлен масштабами массовых демонстраций ненависти к Франции, принес своего рода публичные извинения в интервью «Аль-Джазире». Макрон сказал, что понимает чувства мусульман, которые были шокированы демонстрацией карикатур на Мухаммеда, но добавил, что «радикальный ислам... представляет угрозу для всех людей, особенно для самих мусульман». Он добавил: «Карикатуры не являются государственным проектом, а появились в свободных и независимых газетах, которые не связаны с правительством».

Исторический судебный процесс по делу Bataclan, хотя и принес определенное возмездие для жертв, не обязательно свидетельствует о том, что Франция полностью осознала зловещие угрозы, исходящие от радикального исламизма. Франция также не осознала настоятельную необходимость настойчивого и бескомпромиссного осуществления антитеррористических мер. Франция еще не осознала, что ее двойные стандарты в отношении борьбы Израиля с терроризмом поощряют не только исламистских врагов Израиля, таких как ХАМАС и «Исламский джихад», но и радикальных исламистских врагов самой Франции, которые представляют реальную опасность для светских республиканских ценностей и образа жизни Пятой республики.

Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи