| Йехиам Вайц
Йехиам Вайц

Шимон Перес не был истинным лидером

Шимон Перес не был истинным лидером

Спустя пять лет после смерти Шимона Переса пришло время задать вопрос: что двигало человеком, занимавшим высокие государственные посты в Израиле.

Шимон Перес, скончавшийся 28 сентября 2016 года в возрасте 93 лет, был уникальным человеком. Он играл значительную роль в политической жизни Израиля более 60 лет, начиная с его назначения генеральным директором Министерства обороны в 1953 году.

На протяжении многих лет Перес занимал руководящие государственные посты. Он был депутатом Кнессета более 47 лет (1959-2007) — дольше, чем любой другой депутат; он был президентом Израиля, премьер-министром, вице-премьером, министром обороны, иностранных дел, финансов, лидером оппозиции. Кроме того, он занимал менее значительные должности, такие как министр регионального развития, куда его назначил Эхуд Барак, чтобы сделать объектом насмешек.

В 1965 году Перес покинул кресло заместителя министра обороны, но после этого никогда не оставлял постов по собственному желанию. С этой точки зрения его подход был подобен тактике Ариэля Шарона: нужно делать все, чтобы оставаться в игре.

Теперь, через пять лет после его смерти, стоит задать ключевой вопрос о Шимоне Пересе: обязательно ли человек, десятилетиями занимавший ключевые посты в высшей иерархии страны, является одним из ее подлинных лидеров? Чтобы ответить на него, нам нужно взглянуть на три периода жизни нашего героя.

Во-первых, стоит вспомнить, что Перес сыграл чрезвычайно важную роль в формировании ядерной политики Израиля и в создании реактора в Димоне, благодаря своим обширным связям с ключевыми фигурами во Франции и Германии. Сам Перес неоднократно подчеркивал, что он делал это, когда был, как он выражался, простым «цуциком» (молокососом). На протяжении многих лет Перес прилагал максимум усилий, чтобы играть более весомую роль в проекте, оттеснив других, например, Эмануэля (Манеса) Пратта, первого директора реактора.

Во-вторых, нам необходимо обратиться к периоду, когда Перес был премьер-министром в ротационном правительстве в 1984-1986 гг. Именно он совершил два действия, спасших страну от катастрофических мер, предпринятых правительством Менахема Бегина. Первым из них был вывод ЦАХАЛа со всех территорий, завоеванных в ходе Первой ливанской войны, за исключением узкой полосы безопасности. В январе 1985 г. Пересу удалось собрать подавляющее большинство голосов кабинета министров в пользу своего предложения. Об утверждении плана вывода войск журналист Нахум Барнеа написал, что Перес «внес в историю свое важнейшее достижение с момента избрания премьер-министром».

1018316866.jpg

Вторым действием была программа экономической стабилизации, одобренная правительством в июле 1985 года и направленная на сдерживание инфляции, порожденной действиями двух министров финансов, назначенных Бегином — Симхой Эрлихом, родоначальником «экономических потрясений», которые должны были сделать Израиль «Швейцарией Ближнего Востока», и Йорамом Аридором, праотцом «правильной экономики», разрушившей финансовые основы страны. План стабилизации спас израильскую экономику, резко снизив инфляцию с сотен процентов до 20-25. Перес и его план внушили дестабилизированной израильской общественности чувство здравомыслия и рациональности, и безумие, которое потрясало государство в течение примерно 10 лет, подошло к концу.

Однако, несмотря на свои экономические успехи, Перес потерпел поражение на выборах в Кнессет в ноябре 1988 года: единственным человеком, который смог сформировать следующий кабинет, оказался лидер «Ликуда» Ицхак Шамир. Основная причина поражения Переса заключалась в том, что он не предпринял никаких попыток решительно свести счеты с «Ликудом», который ранее бросил страну в пропасть, предпочитая вместо этого добиться общественной популярности. Перес потерпел полную неудачу, не сумев завоевать симпатии своих соперников после травмы, нанесенной убийством Ицхака Рабина в 1995 году. Он не усвоил урок своего учителя и наставника Бен-Гуриона, который обострил и подчеркнул различия между собой и своими соперниками.

В последнем — третьем — периоде Пересу представилась редкая возможность стать национальным лидером. В очередной раз он трагически и досадно упустил этот шанс. Перес получил руководство страны на заседании кабинета министров, которое состоялось в ночь убийства Рабина, и был единогласно избран исполняющим обязанности премьер-министра. Но он с треском провалился, совершив все возможные политические ошибки. Он отказался проводить внеочередные выборы сразу после убийства, хотя они сулили ему победу. Его биограф Михаэль Бар-Зоар писал: «Быстрые выборы помешали бы “Ликуду” организоваться и подготовиться; Память об убийстве премьер-министра в Израиле была свежа в общественном сознании, и в стране возникло желание объединиться вокруг Шимона Переса… Но он настаивал на проведении выборов в соответствии с графиком».

Перес отказался назначить Эхуда Барака министром обороны, испугавшись его славы и желая сам занять этот пост — по примеру Бен-Гуриона и Рабина. Его самой роковой ошибкой был отказ разъяснить идеологический смысл убийства. Он учредил комиссию по расследованию во главе с бывшим председателем Верховного суда Меиром Шамгаром, но она была уполномочена заниматься исключительно вопросом техники осуществления покушения, а не фундаментальными проблемами, приведшими Рабина к трагическому финалу. В своей автобиографии Шамгар написал, что последовал общественный фурор, «потому что мы ограничили нашу работу только актом убийства, и воздержались от обсуждения общественного настроения, и это привело к тому, что раввины инициировали и даже выпустили постановление о «дин родеф» [по сути, галахический смертный приговор] премьер-министру».

В мае 1996 года, когда Перес баллотировался на пост премьер-министра против Нетаньяху, он потерпел неудачу. Пересу тогда было 73 года, но вместо того, чтобы уйти в отставку, он решил остаться на политической арене в качестве второстепенного лидера, своего рода советника для двух премьер-министров, Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта. В 2001–2002 годах он был министром иностранных дел в первом правительстве Шарона и стал его международным представителем. А в 2007-м занял формально высший пост президента страны.

1018316866 (1).jpg

В этот период его склонность к получению почестей стала особенно заметной. Его дни рождения стали массовыми мероприятиями. Например, его 80-летие в 2003 году было огромным праздником, который отмечался в концертном зале Израильского филармонического оркестра в Тель-Авиве с участие гостей, прилетевших со всего мира. Десять лет спустя празднование его 90-летия прошло в огромном конференц-центре Иерусалима. Неспроста в этот период у него произошел разлад с женой, Соней, скромной женщиной, которую оттолкнуло стремление мужа к славе.

Изучая богатую биографию Шимона Переса, последний период его общественной жизни, когда он был президентом, можно рассматривать как завершение круга. Он вернулся к тем ранним дням, когда был правой рукой величайшего из лидеров. Перес был очень талантливым исполнителем, но никогда не был настоящим лидером.

Haaretz, перевод Нелли Рувиновой

Похожие статьи