У экономиста Дана Бен-Давида есть хорошие и плохие новости для израильского потребителя. Хорошая новость: здешние цены не так высоки по сравнению с другими развитыми странами, как считалось долгое время. Плохая новость: Даже если разрыв не так велик, цены в Израиле все равно высоки.
«Цены в Израиле очень высокие, но не настолько, как утверждает Организация экономического сотрудничества и развития. В некоторых случаях ситуация полностью обратная: местные цены ниже, чем в среднем по ОЭСР», — говорит профессор Бен-Давид, автор нового исследования на эту тему, которое было опубликовано в понедельник.
По данным Бен-Давида, цены на жилье и коммунальные услуги в стране в 2017 году были на 24,3% выше среднего показателя по ОЭСР, но это в два раза меньше диспропорции, которую оценивала ОЭСР. Два эксперта обнаружили, что цены на продукты питания были выше всего на 3,1 процента, хотя статистики ОЭСР говорили о с 36 процентах.
В некоторых случаях, когда ОЭСР сообщала, что израильские цены намного выше средних, Бен-Давид обнаруживал, что на самом деле они ниже. Например, они определили, что цены на одежду и обувь были на 3 процента ниже среднего показателя ОЭСР, в отличие от расчета организации, согласно которому они были на 21 процент выше.
Дороговизна жизни в Израиле является источником жалоб на протяжении многих лет. Эта тема широко освещается в СМИ, используется для карьерного роста таких политиков, как бывший министр финансов Моше Кахлон, и считается, что именно она вызвала протесты в защиту социальной справедливости, потрясшие страну летом 2011 года. Даже спустя десятилетие многие компании дважды подумают, прежде чем повышать цены на свои самые популярные товары.
Семь лет назад спор о ценах вызвал бурю в социальных сетях, когда один израильский экспат обратил внимание на то, что десертный продукт Milky в Берлине стоит на треть дешевле, чем в Израиле. Неудивительно, что так много израильтян эмигрируют, утверждали некоторые эксперты (ошибочно).
Наиболее широко цитируемый и авторитетный стандарт сравнительных цен публикуется ОЭСР каждые три года. Он показывает, что в 2007 году израильские цены были ниже, чем в среднем по ОЭСР, но затем начали расти до 105 процентов в 2011 году, когда вспыхнули местные протесты. Они продолжали расти, так что к 2017 году, последнему году, когда международная организация опубликовала свой обзор, израильские цены составляли в среднем 120% от среднего показателя по ОЭСР.
Значительное расхождение между цифрами, которые приводит Бен-Давид, и оценками ОЭСР объясняется методологией. Сравнение цен между странами, использующими разные валюты, — дело непростое. ОЭСР использует то, что израильские ученые называют «гибридной» системой, полагаясь на обменные курсы и паритет покупательной способности (ППС).
По словам Бен-Давида, проблема заключается в том, что обменные курсы часто не отражают реальную сравнительную силу различных валют. Например, несмотря на то, что покупательная способность израильского шекеля не снизилась, его курс упал во время второй интифады, начавшейся в 2000 году, из-за опасений по поводу политической стабильности и безопасности. За последний год шекель укрепился на 5,6 процента, но цены не упали: индекс потребительских цен вырос на 2,2 процента за 12 месяцев, предшествовавших августу.
Бен-Давид провел анализ цен, используя только ППС, который измеряет относительные цены с помощью корзины товаров и услуг в местной валюте по отношению к стандарту, обычно доллару США. Разницу можно проиллюстрировать, взглянув на валовой внутренний продукт на душу населения — эталон для измерения относительного богатства страны.
Когда в июне прошлого года Биньямин Нетаньяху выступал в Кнессете с последним словом в качестве премьер-министра, рассказывая о своих достижениях, он похвастался, что ВВП на душу населения в Израиле сейчас выше, чем в Японии, Великобритании и Франции. Судя по курсу обмена сильного шекеля, Нетаньяху был прав: ВВП на душу населения в стране в прошлом году составил 43 615 долларов США, обогнав занимающую второе место Японию с показателем 40 818 долларов США.
Однако, если использовать ППС, то ситуация меняется. ВВП на душу населения в Израиле составляет приличные 41 859 долларов, но это самый низкий показатель среди четырех вышеупомянутых стран (Франция, которая находится на самом дне по обменному курсу, занимает первое место по ППС с ВВП на душу населения в 46 537 долларов).
Если все это недостаточно сложно, есть еще один момент, который касается сравнения израильских цен после учета разницы в относительных зарплатах в странах ОЭСР. Зарплаты в Израиле ниже, отсюда соответствующие результаты.
Фактор заработной платы не меняет разрыва в стоимости жилья и коммунальных услуг, которые в обоих случаях показывают, что в 2017 году Израиль был примерно на 23 процента дороже. Согласно анализу Бен-Давида, разрыв в расходах на здравоохранение и образование увеличивается в пользу Израиля, но сокращается в расходах на питание и одежду.
Данные относятся к 2017 году, поскольку это был последний опубликованный отчет ОЭСР. Но Бен-Давид считает, что за последние четыре года мало что изменилось, поскольку инфляция в Израиле была такой же низкой, росли только цены на жилье.
На вопрос, почему израильские цены так высоки, обычно отвечают: монополии, неэффективное регулирование, таможенные и другие барьеры для конкуренции, и даже стоимость кашрута, накладываемого на продукты питания, рестораны и гостиницы.
Бен-Давид, который является президентом Института социально-экономических исследований Shoresh, опубликовавшего новое исследование, и преподает на факультете государственной политики Тель-Авивского университета, не спорит с этим. Но, по его словам, главная проблема заключается в очень низком уровне производительности труда в Израиле: «Уизраильских работников гораздо более низкая квалификация, чем в развитых странах. У нас три человека собирают мусор, в то время как в Америке один человек с автоматизированным грузовиком. У нас так много неквалифицированных или малоквалифицированных на рынке труда, что приходится использовать отсталые технологии — мы все еще строим жилье так же, как это делается с в странах третьего мира. И сли вы не очень эффективны, вам приходится устанавливать высокие цены.
Значительная доля вины за сложившуюся ситуацию, по мнению Бен-Давида, лежит на системе образования, которая так плохо обучает основным навыкам.
Его анализ показывает, что в 2017 году израильтяне платили за обучение своих детей в среднем всего на 1,7% больше, чем их сверстники из стран ОЭСР, что намного меньше 12%, подсчитанных ОЭСР. Таким образом, даже если разница не так велика, израильтяне не только платят больше за свое школьное образование, но и получают взамен некачественный продукт.
Haaretz, перевод Ильи Амигуда