| Моисей Беккер
Моисей Беккер

Тегеран – Баку: между миром и войной

Тегеран – Баку: между миром и войной

В последнее время заметно обострились отношения между Баку и Тегераном. Чтобы понять суть происходящих событий, придется обратиться к истории почти двухсотлетней давности. 

Начнем с того, что Иран так и не смирился с фактом потери значительных территорий на Южном Кавказе, которые длительное время находились в сфере его влияния. После заключения Туркманчайского мирного договора 1828 года к Российской империи отошли земли севернее реки Араз. С этого момента Иран не оставлял надежды на их возвращение. В 1918 году, после образования на обломках Российской империи независимых Грузии, Азербайджана и Армении, Иран пытался всеми силами воспрепятствовать укреплению их суверенитета. Однако вмешательство Германии, Турции и Великобритании несколько остудило горячие головы в Тегеране. У каждой из этих стран были здесь свои интересы.

После поражения Германской и Османской империй в Первой мировой войне между вновь образованными государствами разразилась война за передел границ. Как ни странно, но в этом конфликте Иран встал на сторону христианской Армении. Цель заключалась в том, чтобы, ослабив обе стороны, вновь включить их в состав иранского государства. Однако в ситуацию вмешалась большевистская Россия, в результате чего указанные республики оказались в составе СССР. После распада Советского Союза в 1991 году и образования новых независимых государств история повторилась: вновь вспыхнул конфликт между Азербайджаном и Арменией, триггером которого стал Нагорный Карабах. И опять Тегеран встал на сторону Армении, которую он спас от неминуемого экономического коллапса и голода. Вялотекущий конфликт в Карабахе вполне устраивал руководство Исламской республики. Там длительное время никак не реагировали на дружеские отношения между Азербайджаном и Израилем, поскольку не воспринимали их всерьез. Однако после 44-х дневной войны, когда основной союзник Ирана, Армения, потерпел сокрушительное поражение, эта проблема стала всерьез беспокоить иранские власти. Понятно, что современный Азербайджан уже далеко не то государство, которым оно было до 27 сентября 2020 года. Сейчас никакие аятоллы не смогут разрушить тесные дружеские отношения между Азербайджаном и Израилем, которые сложились в последние годы.

Учитывая последние крайне негативные процессы в ирано-азербайджанских отношениях, вероятность военного столкновения между Исламской республикой и Азербайджаном можно оценить как крайне низкую. Дело в том, что иранская армия безнадежно отстала в своем военно-техническом снаряжении и обеспечении. Она не обладает достаточным количеством современного высокоточного оружия, которое состоит на вооружении азербайджанской армии. Продукция израильского ВПК доказала свою надежность, высокую точность и эффективность в ведении современной бесконтактной войны. Иранские вооруженные силы до сих пор оснащены устаревшими американскими самолетами. Среди них: F-4, F-5, F-14, а также российские Су-24.  Бронетехника ИРИ  в основном  состоит  из давно снятых с производства  Т-54/55,  Т-72,  M47,  M60, Chieftain и  Т-62. С таким оснащением затевать войну — значит, заранее обречь себя на поражение. К тому же 44-х дневная война показала высокий уровень подготовки и профессионализма азербайджанского солдата. Кроме того, поскольку Иран является государством-изгоем, где нарушаются права человека и которое давно считается спонсором терроризма, вряд ли кому- то придет в голову идея стать его союзником. Даже Армения ничего не может предложить для поддержки своего стратегического партнера.

Что касается Азербайджана, то у нас есть прочное ядро союзников, в числе которых Турецкая республика, обладающая одной из сильнейших армий в регионе, Исламская республика Пакистан и Государство Израиль. Кроме того, ядерные амбиции Ирана и угрозы стереть с лица земли Израиль, а также поддержка им хуситов в Йемене, «Хезболлы» в Ливане и других террористических организаций вряд ли будут содействовать его защите со стороны мирового сообщества. Во всяком случае, ИРИ одно из немногих государств мира, которое осталось без друзей, союзников и просто сочувствующих. Следует отметить, что и внутри самого Ирана назревают конфликты на национальной и религиозной почве.  Смею предположить, что десятки миллионов азербайджанских граждан этой страны вряд ли останутся сторонними наблюдателями в случае конфликта ИРИ с Азербайджаном.

Похожие статьи