| Алекс Трайман
Алекс Трайман

Внешнеполитические причуды Лапида

Внешнеполитические причуды Лапида

Министр иностранных дел Израиля мог свободно действовать, не привлекая к себе особого внимания и не подвергаясь критике. Тем не менее с момента вступления в должность он инициировал некоторые весьма сомнительные дипломатические шаги, которые наносят ущерб интересам национальной безопасности Израиля.

Когда лидер оппозиции Яир Лапид получил от президента Реувена Ривлина мандат на формирование правительства после того, как премьер-министр Биньямин Нетаньяху в очередной раз не смог сделать это, ему удалось заставить правого Нафтали Беннета отказаться от своих естественных политических партнеров. Он сделал это, предложив Беннету единственную должность, которая заставила бы его отделиться от «национального» лагеря — премьер-министра.

Правительство, которое появилось в результате вышеупомянутой сделки, было самым левым из всех возможных. В Кнессете все до последнего левого члена имеют тонкое, как бритва, одномандатное парламентское большинство, которое впервые в истории Израиля опирается на антисионистскую арабскую партию.

Пока Беннет и большинство израильтян были сосредоточены на пандемии COVID-19, вакцинах и ограничениях, Лапид мог свободно действовать без особого внимания и критики со стороны СМИ и общественности. Однако с момента вступления в должность он инициировал ряд весьма сомнительных дипломатических шагов.

Осуждение Китая: В июне Израиль проголосовал в Совете по правам человека ООН (СПЧ ООН) за осуждение Китая за его политику в отношении уйгуров. Евреи, несомненно, должны первыми выражать глубокую озабоченность в связи с серьезными нарушениями прав человека. Однако Израилю следует дважды подумать, прежде чем сердить восходящую мировую сверхдержаву, которая проявляет большой интерес к инвестированию в израильские инновации. У Израиля была уникальная возможность обратиться к китайцам и сказать: «США и европейцы просят нас голосовать против вас в СПЧ ООН. Вместо того чтобы делать это, мы с удовольствием воздержимся. В ответ мы просим вас воздержаться, а еще лучше — защитить нас в СПЧ ООН». Вместо этого Израиль проголосовал против Китая в бессмысленной резолюции, не получив ничего взамен.

Почему Израиль сделал это? Потому что Соединенные Штаты попросили. Стремясь «подлизаться» к администрации Байдена, Лапид совершил наивную ошибку, которую Нетаньяху никогда не допустил бы.

Кризис отношений с Польшей: Недавно Лапид вызвал серьезный дипломатический кризис в отношениях с Польшей, ключевым союзником на европейском континенте, где Израилю зачастую трудно найти поддержку своей политике. Польша продвинула ключевой законодательный акт, по сути прекращающий требования реституции для тех, кто потерял собственность во время Второй мировой войны. Хотя этот закон и задел чувствительные нервы евреев, создание Израилем кризиса в отношениях с Польшей не имеет никакого смысла.

Польша и другие страны Вишеградской группы (Венгрия, Словакия и Чехия) представляют для Израиля противовес западноевропейским державам, которые часто голосуют против еврейского государства и осуждают его на международных форумах из-за фальшивых заявлений о нарушении прав палестинцев и строительстве жилья для еврейских жителей в Иудее и Самарии.

Создание прочных альянсов с Вишеградской группой и другими государствами Центральной и Восточной Европы стало главным дипломатическим достижением эпохи Нетаньяху. В частности, Польша зарекомендовала себя как активный союзник Израиля, особенно в вопросах безопасности, включая военную авиацию.

Западноевропейские страны стремятся ослабить альянс Израиля с Вишеградом. Лапид, стремящийся к улучшению связей с более прогрессивной Западной Европой, с радостью попался. В результате была упущена еще одна возможность заручиться дипломатической поддержкой на важных международных форумах.

Превращение Нетаньяху в козла отпущения: По всей Европе и в США Лапид продает идею о том, что критика и дистанцирование левых от Израиля — это вина Нетаньяху. Западноевропейцы и администрация Байдена были рады услышать это.

Превращение Нетаньяху в козла отпущения — это, конечно, удобная уловка, но она просто не соответствует действительности. Нетаньяху принадлежит заслуга в укреплении внешнеполитических связей, начиная с ведущих мировых держав до причудливых альянсов в самых отдаленных уголках мира.

Дипломатические успехи Израиля в эпоху Нетаньяху в немалой степени были реакцией на резкий сдвиг в американской политике при администрации Обамы.

Обама призывает к дневному свету: В самом начале восьмилетнего пребывания у власти Барак Обама ясно дал понять, что между Америкой и еврейским государством необходимо больше «дневного света». Хуже того: Обама начал отказываться от союзников на Ближнем Востоке, вступая в союз с вчерашними врагами Америки.

В 2011 году Обама и госсекретарь Хиллари Клинтон бросили на произвол судьбы давнего союзника, президента Египта Хосни Мубарака, во время национальных протестов, призвав защитника мирного соглашения между Израилем и Египтом уйти в отставку. Затем Обама поддержал лидера «Братьев-мусульман» Мухаммеда Мурси.

В течение нескольких недель мирное соглашение между Израилем и Египтом было разорвано в клочья, а его условия неоднократно нарушались Египтом. Если бы нынешний президент Египта Абдель Фаттах эль-Сиси не пришел к власти в результате того, что можно легко назвать переворотом, мирное соглашение полностью бы развалилось.

В 2012 году Обама назвал турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана одним из своих «самых надежных друзей» на международной арене. Эрдоган постоянно саботирует отношения с Израилем, включая молчаливую поддержку печально известного инцидента с флотилией «Мави Мармара» в Газе в 2010 году.

Что касается непосредственно Израиля, Обама оказал давление на Нетаньяху, заставив его заморозить строительство в Иудее и Самарии. Возможно, знаковым шагом администрации Обамы в отношении израильского присутствия в библейских регионах Иудея и Самария стала принятая в 2016 году резолюция Совета Безопасности ООН №2334, в которой израильские поселения были названы «вопиющим нарушением международного права».

Резолюция была проведена за кулисами при посредничестве тогдашнего госсекретаря Джона Керри, а США воздержались при голосовании.

Важный, но ненадежный союзник: На протяжении всего периода правления Обамы Нетаньяху правильно понимал, что Америка является близким и критически важным, но ненадежным союзником. И лучшим способом противостоять дестабилизирующим действиям Америки являлась диверсификация «дипломатического портфеля» Израиля.

Это привело Нетаньяху к развитию прочных отношений с такими мировыми державами, как Китай, Япония, Индия, Россия и Австралия; с государствами Центральной и Восточной Европы; с бывшими частями Советского Союза; со странами Южной Америки; с государствами Африки и даже с мусульанскими государствами, которые ранее отказывались вступать в дипломатические отношения с Израилем.

Сегодня демократы в США обвиняют Нетаньяху в том, что он испортил отношения с их партией. В частности, они ссылаются на «первородный грех» Нетаньяху, который выступил на совместном заседании Конгресса в 2015 году против опасного Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA) по ядерной сделки с Ираном. Но речь Нетаньяху была произнесена из чистого убеждения и веры в то, что JCPOA представляет собой экзистенциальную угрозу безопасности Израиля.

Несмотря на эту речь и последовавшее за ней охлаждение отношений Обамы и Нетаньяху, альянс США и Израиля становился все крепче. Под руководством бывшего посла Израиля в США Рона Дермера, старшего советника Нетаньяху, сотрудничество в сфере безопасности и обмен разведданными между двумя странами достигли беспрецедентного уровня. Еще более впечатляющим является тот факт, что в 2016 году Дермер напрямую договорился с администрацией Обамы о заключении меморандума о взаимопонимании (МОВ) на сумму 38 миллиардов долларов США для предоставления Израилю критически важной помощи в области безопасности в течение 10 лет.

Меморандум о взаимопонимании дает Соединенным Штатам огромные преимущества. Во-первых, он еще больше укрепляет и расширяет обмен разведывательной информацией с Израилем. С другой стороны, он предусматривает, что 100 процентов средств должны быть потрачены в США, что представляет собой крупное вливание денег в американскую оборонную промышленность.

Выигрыш администрации Трампа: Между тем, прямая оппозиция Нетаньяху против JCPOA принесла значительные плоды. Это привело к тому, что республиканцы выступили против соглашения, и Дональд Трамп в конечном итоге вышел из пакта.

Кроме того, эта речь вполне могла послужить фактором, способствующим заключению недавних Авраамских соглашений с Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном. В основе экономических и коммерческих выгод соглашений лежит стратегический оборонный союз с Израилем против общей дестабилизирующей иранской угрозы.

При администрации Трампа отношения между Израилем и США достигли исторического пика. Сотрудничество в области безопасности и обмен разведданными еще более расширились. Америка признала Иерусалим безраздельной столицей Израиля и перенесла туда из Тель-Авива посольство США, что заставило другие страны последовать ее примеру. Америка признала суверенитет Израиля над Голанскими высотами и отказалась от своей жесткой позиции в отношении поселений.

Администрация Трампа прекратила финансирование Палестинской автономии из-за ее многомиллионной схемы финансирования террора, закрыла консульство в Иерусалиме, занимающееся исключительно палестинскими делами, и выслала миссию ООП из Вашингтона, округ Колумбия.

Прогрессивная уловка: Нетаньяху последовательно улучшал отношения с Соединенными Штатами, пользуясь тем, что в Белом доме находится дружественный президент-республиканец. Тем не менее, прогрессисты в Америке небезуспешно обвиняют Трампа во всех политических проблемах и стремятся наказать Израиль, особенно Нетаньяху, за сотрудничество с «маргинальным» президентом.

Прогрессивные члены Конгресса недавно выступили против специального финансирования израильской системы противоракетной обороны «Железный купол», которая использует мощные технологии для перехвата и сбивания ракет, выпущенных без разбора по израильским населенным пунктам. Хотя законопроект о финансировании «Железного купола» в конечном итоге прошел через Палату представителей, этот инцидент предвещает, каким может быть будущее израильско-американских отношений, когда на смену более умеренной, но стареющей старой гвардии Демократической партии придут новые члены ее растущего прогрессивного «Отряда».

Для Лапида обвинять Нетаньяху в разрушении отношений с Америкой и Западной Европой — неискренняя попытка ревизионизма истории.

Между тем, Беннетт идет в ногу с Лапидом в продвижении своей прогрессивной внешнеполитической программы, направленной на уничтожение Нетаньяху. Почти на всех своих встречах с высокопоставленными лицами, от президента США Джо Байдена до уходящего канцлера Германии Ангелы Меркель, и даже с трибуны в ООН Беннет говорит о «новом духе» в Израиле, призванном представить разительный контраст с его предшественником.

Беннет неоднократно пересказывает историю о том, как он героически объединился с левыми силами Израиля, чтобы сформировать правительство с собой во главе, чтобы выйти из многолетнего коалиционного тупика в Израиле. Перед выступлением в ООН Беннет опубликовал тезисы для израильской прессы, особо отметив, что его речь будет заметно отличаться от речи Нетаньяху, и он не будет полагаться на какие-либо визуальные средства для донесения своих идей.

В действительности единственным существенным отличием его выступления было то, что зал был почти пуст, и ни один из его тезисов не попал в заголовки мировых СМИ.

Внешнеполитическая программа Байдена: Между тем, администрация Байдена, внешнюю политику которой возглавляет государственный секретарь Энтони Блинкен, оказывается не менее опасной для Израиля, чем администрация Обамы.

С момента вступления в должность главной внешнеполитической инициативой Байдена стало повторное вступление в JCPOA, несмотря на то, что Иран продолжает дестабилизировать Ближний Восток в Йемене, Ираке, Сирии, Ливане и Газе и продолжает открыто заниматься незаконным созданием ядерного оружия.

В качестве неожиданного шага Америка поспешно вывела войска из Афганистана, это привело к немедленному захвату власти талибами, что имеет сходство с захватом власти «Братьями-мусульманами» в Египте в 2011 году и еще больше дестабилизирует и без того хаотичный регион.

Возобновление контактов с Палестинской автономией: Сейчас администрация Байдена оказывает давление на Израиль, чтобы он вновь открыл закрытое консульство по делам Палестины, несмотря на предупреждения о том, что это не соответствует американскому законодательству (после реализации в 2018 году закона о посольстве в Иерусалиме, который первоначально был принят почти единогласным двухпартийным голосованием в 1995 году).

Израиль должен будет одобрить возобновление работы. Согласно многочисленным сообщениям, Беннет и Лапид согласились на открытие посольства, но попросили Америку отложить этот шаг до тех пор, пока шаткое правительство не сможет принять официальный бюджет в ноябре.

Отсутствие коалиционной дисциплины: Беннет не упомянул палестинцев в своем недавнем выступлении в ООН и заявил, что не заинтересован во встрече с лидером ПА Махмудом Аббасом. Тем не менее, похоже, что он практически не контролирует дипломатические дела страны.

На прошлой неделе, во время своей недавней поездки в Абу-Даби, министр внутренних дел и союзница Беннета Айелет Шакед заявила в интервью The National, что Израиль не намерен создавать палестинское государство в течение всего срока действия нынешней коалиции, включая период, когда Лапид будет премьер-министром.

Затем Шакед подверглась резкой критике за свою поездку и интервью со стороны «анонимного министра», которым, по предположению многих израильских комментаторов, был Лапид.

Между тем, в прошлом месяце министр обороны Бени Ганц посетил Аббаса в Рамалле — это был самый высокопоставленный представитель израильского правительства, который сделал это за последние годы. В делегацию входили глава крайне левой партии «Мерец», министр здравоохранения Ницан Горовиц и министр регионального сотрудничества Исауи Фрейдж. После обоих визитов офис Беннета был вынужден ответить на обвинения в том, что визиты не были согласованы с главой МИДа.

На этой неделе Лапид заявил, что израильско-палестинский конфликт нельзя игнорировать «во веки веков», и есть мнение, что он просто тянет время, пока не пересядет из кресла министра иностранных дел и ожидающего премьер-министра в кресло, которое сейчас занимает Беннет. В это время у него больше не будет сдерживающих факторов правого — хотя и слабого — премьер-министра во главе левого правительства, и он сможет возобновить ныне не действующий дипломатический процесс с палестинцами.

Будет интересно узнать, что Лапид и Блинкен обсудят, не говоря уже о том, на что согласятся, в ходе своих встреч. Разрешение Соединенным Штатам вновь открыть консульство для палестинцев в Иерусалиме и пассивное позволение Америке вернуться к JCPOA без серьезного международного протеста будет лишь последней в растущем списке промахов Лапида-Беннета, которые наносят ущерб важнейшим интересам национальной безопасности Израиля.

Исраэль а-йом, перевод Ильи Амигуда

Похожие статьи