Слишком часто решения, принимаемые мировыми лидерами, имеют гораздо более значительные последствия, чем предполагалось. В то время как администрация президента Байдена сегодня говорит о возобновлении работы консульства в Иерусалиме, чтобы облегчить палестинскому населению получение консульских услуг, Палестинская администрация рассматривает этот возможный шаг как передел Иерусалима, что является нарушением американского закона.
Американское право трактует этот вопрос совершенно ясно. Закон США «О посольстве в Иерусалиме» неоднократно подчеркивает единство и неделимость города как столицы Израиля: «В 1967 году город Иерусалим был воссоединен в ходе конфликта, известного как Шестидневная война... Иерусалим стал единым городом, управляемым Израилем... Иерусалим должен оставаться неразделенным городом... признанным столицей государства Израиль».
ПА рассматривает открытие консульства в Иерусалиме как отказ от всех этих норм американского права. Объясняя международные последствия возобновления работы консульства США, премьер-министр Палестинской автономии Мохаммад Штайе заявил, что этот шаг «важен» для палестинцев, поскольку «послание администрации Байдена заключается в том, что Иерусалим не является единым [израильским] городом и что американская администрация не признает аннексию арабского Иерусалима израильской стороной. Мы хотим, чтобы американское консульство стало основой для создания посольства США в Государстве Палестина» (страница в Facebook премьер-министр ПА Мухаммад Штайе, 14 сентября 2021).
Передел Иерусалима не должен входить в намерения США, поскольку «Закон о посольстве в Иерусалиме», который был принят в 1995 году, откладывался всеми президентами «для защиты интересов национальной безопасности США» и, наконец, был реализован президентом Дональдом Трампом в 2017 году. Он предусматривает, что США должны перенести посольство США в Израиле в «воссоединенный... неразделенный» Иерусалим.
Важно отметить, что в Законе о посольстве поясняется, что объявление Иерусалима объединенной столицей Израиля — это всего лишь признание того, что уже является его подлинным статусом: «Каждая суверенная нация, согласно международному праву и обычаям, может назначить свою собственную столицу». С 1950 года город Иерусалим является столицей Государства Израиль... В 1948-1967 годах Иерусалим был разделенным городом, и израильским гражданам всех конфессий, а также еврейским гражданам всех государств было отказано в доступе к святым местам на территории, контролировавшейся Иорданией. В 1967 году город Иерусалим был воссоединен... Иерусалим стал единым городом под управлением Израиля, а лицам всех религиозных конфессий был гарантирован полный доступ к святым местам... Соединенные Штаты проводят официальные встречи и другие деловые мероприятия в городе Иерусалиме в знак фактического признания его статуса столицы Израиля. В 1996 году Государство Израиль будет отмечать 3000-ю годовщину еврейского присутствия в Иерусалиме с момента входа царя Давида... Иерусалим должен оставаться неразделенным городом... Иерусалим должен быть признан столицей государства Израиль».
В американском законе отмечается, что признание Иерусалима столицей Израиля было не только признанием его фактического статуса, но и признанием его еврейской истории. Кроме того, в Законе о посольстве отмечается, что с 1948 по 1967 год часть города находилась под контролем Иордании, а не палестинцев. Пересматривая историю Иерусалима, американский закон признает, что Иерусалим имеет богатую еврейскую историю, впервые став столицей Израильского царства 3000 лет назад, никогда не находился под суверенитетом палестинских арабов, в настоящее время управляется Израилем должным образом, предоставляя доступ людям всех вероисповеданий, и поэтому должен оставаться неразделенной столицей Израиля.
Когда в Иерусалиме было открыто американское посольство, консульство США, которое было излишним в объединенном городе, было закрыто. ПА хочет, чтобы США вновь открыли консульство в Иерусалиме, потому что для них это означает, что передел Иерусалима возможен. Конечно, большая часть международного сообщества воспримет открытие консульства США так, как это видит ПА, что пагубно скажется на статусе Иерусалима как объединенной столицы Израиля.
Неясно, намерена ли администрация Байдена подорвать цель американского законодательства. Однако, даже если США не намерены заявлять о том, что они согласны на передел Иерусалима путем возобновления работы американского консульства, иногда действия говорят громче, чем намерения.
Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова