На пресс-конференции в Вашингтоне, на которой присутствовал министр иностранных дел Израиля Яир Лапид, госсекретарь США Энтони Блинкен объявил, что администрация Байдена намерена «продвигаться вперед» с планом открытия генерального консульства в Иерусалиме, призванного «углубить связи с палестинцами».
Лапид почему-то не выразил протеста. Но план Блинкена только кажется относительно безобидным для тех, кто хочет решения на основе одновременного существования двух государств. На самом деле это гигантский шаг назад в политике Америки в отношении Иерусалима. Если Израиль примет как факт открытие консульства для палестинцев в Иерусалиме, противники Израиля в Государственном департаменте получат право снова относиться к Иерусалиму как к городу, который не принадлежит Израиле.
Гарри Трумэн, возможно, и признал Государство Израиль через 11 минут после его провозглашения, но американские дипломаты в течение 70 лет отказывались признать, что Иерусалим находится на его территории. Мы сталкивались с этой каменной стеной в течение 18 лет, в течение которых судились, чтобы изменить порочную американскую практику: граждане США, родившиеся в Иерусалиме, — лица без гражданства.
Нашим маленьким клиентом был Менахем Биньямин Животофски, родившийся в 2002 году в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» у родителей-американцев. В свидетельстве о рождении, выданном Госдепартаментом Менахему, осталось пустое место в графе «Страна рождения». В паспортах США указывается страна рождения для американских граждан, родившихся за границей, но в Руководстве по иностранным делам Государственного департамента запрещается указывать «Израиль» для тех, кто родился в Иерусалиме.
Родителям Животофски сообщили, что в его американском паспорте нельзя указать страну рождения, а можно лишь, что он родился в Иерусалиме, как если бы это был город за пределами границ какой-либо страны. Мы подали в суд, чтобы обеспечить соблюдение принятого Конгрессом закона, согласно которому граждане США, родившиеся в Иерусалиме, могут выбрать Израиль в качестве места своего рождения.
Парадоксально, но Госдепартамент никогда не придерживался беспристрастной политики. Любой, кто родился на территории Израиля до 1948 года, мог выбрать в качестве места рождения Палестину, как будто еврейского государства никогда не существовало. Те, кто родились после 1948 года в Тель-Авиве или Хайфе, местом рождения могли выбрать как Израиль, так и эти города. Единственными американскими гражданами, которым отказано в выборе, были рожденные в Иерусалиме.
Конгресс подавляющим большинством одобрил юрисдикцию Израиля над Иерусалимом в законе 1995 года, предписывающим переместить посольство США в Иерусалим. Тем не менее президенты Билл Клинтон, Джордж Буш и Барак Обама, находясь под давлением арабского лобби Госдепартамента, отменили директиву Конгресса, опубликовав безосновательные «выводы», в которых приводились внешнеполитические надуманные оправдания, чтобы отложить этот шаг: что перенос посольства вызовет насилие на Ближнем Востоке.
Независимо от того, насколько нереалистичным было отрицание принадлежности Иерусалима Израилю, эта политика сохранялась. Когда Обама выступал на похоронах Шимона Переса на горе Герцля, расположенной в районе Иерусалима, который Израиль контролировал с момента основания государства, Белый дом беззастенчиво исправил тег геопозиции на «Иерусалим», а не «Иерусалим, Израиль», как было изначально.
Шесть судей Верховного суда завершили долгое сражение нашим поражением, решив, что Конгресс не имеет конституционных полномочий признавать иностранные правительства. По их словам, президент имеет единоличную и исключительную власть предоставлять юридическое признание независимых государств и определять их границы, включая расположение городов. Заключение суда отражало опасения политиков, что признание Иерусалима как части Израиля приведет к кровопролитной войне.
В мае 2018 года президент Дональд Трамп объявил, что посольство США будет перемещено из Тель-Авива в Иерусалим, и это превратило то, что казалось юридическим поражением, в триумф. Вопреки прогнозам реакция арабских сил была умеренной. Решение Верховного суда по делу Животофски отмело любые юридические возражения на признание президентом Иерусалима как находящегося в составе Израиля. Это был редкий односторонний акт исполнительной власти, который никто не оспаривал.
В пресс-релизе, посвященном открытию посольства в Иерусалиме, говорилось: переезд «основан на принципиальном реализме» и «признании очевидных фактов». Эти «очевидные факты» вынудили паспортный стол Госдепартамента, под давлением госсекретаря Майка Помпео, пересмотреть Руководство министерства по иностранным делам, чтобы окончательно подтвердить, что Иерусалим находится в Израиле, разрешив юному Животофски и всем гражданам США, родившимся в Иерусалиме, получать паспорта со страной рождения «Израиль».
С 1844 года (тогда этот район находился под властью Османской империи) США имели консульство в Иерусалиме. Переезд посольства сделал это консульство ненужным. Под руководством посла Дэвида Фридмана здание на улице Давида Флюссера в районе Тальпиот в Иерусалиме, где размещалось консульство, было преобразовано в посольство. Дополнительные здания посольства на улице Агрона с офисами американских дипломатов, возглавляющих отдел по делам Палестины, переданы под прямой контроль посольства, что позволило обеспечить соблюдение Закона о посольстве в Иерусалиме от 1995 года.
Нет никаких практических причин открывать где-либо в Иерусалиме новое генеральное консульство. Если госсекретарь Блинкен хочет «углубить связи с палестинцами» путем предоставления более доступных консульских услуг, он может сделать это, открыв под эгидой посольства США консульство США в Рамалле, рядом со штаб-квартирой правительства Палестинской автономии.
Многие выступают против создания консульства США для палестинцев в Иерусалиме, потому что, по их словам, оно не только «разделяет Иерусалим», но наносит даже больше вреда, чем простое разделение. Если администрация Байдена преобразует собственность на улице Агрона или в любом другом месте Иерусалима в новое генеральное консульство, которое будет фактически выполнять функции посольства в Палестине, вместе с генеральным консулом, который будет подчиняться не послу США, а непосредственно Государственному департаменту, Америка воскресит беспринципную опасную выдумку, которую похоронила три года назад.
И если премьер-министр Нафтали Беннет позволит Америке совершить этот шаг, он войдет в историю как израильский лидер, который отдал Иерусалим.
Jerusalem Post, перевод Марии Якубович