| Юрий Табак
Юрий Табак

Памяти Джонатана Сакса, раввина и мыслителя

Памяти Джонатана Сакса, раввина и мыслителя

Ровно год назад, 7 ноября, ушел в мир иной бывший главный раввин Великобритании раввин лорд Джонатан Сакс — одна из крупнейших фигур современного иудаизма.

Он один из тех очень немногих ортодоксальных раввинов, которые, помимо традиционного еврейского, получили прекрасное светское гуманитарное образование и максимально воплотили его в жизни. Джонатан Сакс учился в Оксфорде, Кембридже, получил степень доктора в лондонском Кингс-колледж. За свою плодотворную религиозную и общественную деятельность Джонатан Сакс был удостоен королевой пожизненного пэрства и титула барона. Он лауреат 16 научных премий, профессор университетов Британии, США и Израиля. Принц Уэльский назвал лорда Сакса «светом поколения». В течение 22 лет он осуществлял служение главного раввина Великобритании.

Р. Сакс с религиозными лидерами на Всемирном экономическом форуме в 2009 г.jpg
Раввин Сакс с религиозными лидерами на Международном экономическом форуме 2009 г.

Собственно, сама фигура просвещенного раввина-профессора на такой высокой должности, способствовала укреплению роли иудаизма в жизни Британии и способствовала престижу еврейской религии в международной жизни. Как писал еще один просвещенный раввин, Натан Лопес Кардозо, «уверенность в силе иудаизма и бесконечная мудрость позволили ему войти в пасть льва и продемонстрировать великим философам, ученым, религиозным мыслителям и социологам, что и иудаизм может научить тому, без чего нельзя обойтись на переднем крае философии и науки». Как бы то ни было, р. Сакс всегда бесстрашно окунался в самые горячие споры по проблемам современного мира.   Представлять перед государством пеструю еврейскую общину Британии и выражать интересы всех, от ультраортодоксов до реформистов — задача непростая. Р.Сакс с ней справлялся далеко не без трудностей и скандалов, поскольку общенациональный и общеконфессиональный лидер неизбежно сталкивается с проблемой: как свою общественную роль совместить с собственными взглядами. А р. Сакс не был «всеядным», и собственные религиозные убеждение были у него вполне определенными — и далеко не совпадали с разнообразными позициями британского иудейского спектра. В результате отношение к нему было далеко не безоблачным с разных сторон.

К примеру, он не разделял взгляды британских реформистов на гей-браки, что вполне естественно для ортодокса, и главный раввин реформистского направления Лора Яннер-Клаузнер заметила: «Он выражал позицию ортодоксального иудаизма достойно и эрудированно. Однако было бы неверно предполагать, что он отражает взгляды большинства британских евреев, которые, вместе с населением в целом, поддерживают полное гендерное равенство и разнообразие семейной жизни, включая ЛГБТ-семьи».

С другой стороны, номинально ортодокс, р.Сакс скорее может быть назван модерн-ортодоксом. Он проповедовал идею «Тора вэ-хохма» (Тора и мудрость), когда необходимо сочетать исторически-специфическое наследие иудаизма с универсальным миром науки и культуры.

Такой взгляд подвигнул Сакса на соответствующее представление о том, что иудаизм не обладает полной и единственной монополией на истину, — что, в свою очередь, обуславливает необходимость межрелигиозного и межконфессионального диалога, в плане которого р.Сакс имеет большие заслуги.   

Р.Джонатан Сакс в 1995.jpg
Раввин Сакс в 1995 г.

Но поддерживать такой диалог ему было непросто, что проявлялось у него как в жизни, так и творчестве. В 1995 г., уже будучи главным раввином Великобритании, он назвал представителей Консервативной синагоги «интеллектуальными ворами», порывающими с верой предков и угрожающими британскому еврейству. В 1996 г. он отказался посетить похороны пережившего Освенцим реформистского раввина Хью Грина, которого называли «самым любимым раввином Великобритании». В частном письме, попавшем в прессу, р.Сакс назвал его «разрушителем нашей веры» и «врагом» самих либеральных течений. Когда же он все-таки посетил мемориальную службу по Грину, то вызвал одновременно неудовольствие как ультраортодоксов, так и некоторых реформистов, обвинивших его в «двурушничестве».

Однако гнев ультраортодоксов был лишь преддверием настоящей атаки. Свои мысли относительно необходимости диалога, о праве всех верить по-своему («никто не имеет монополии на духовную истину») и необходимости обмениваться духовным опытом, он изложил в книге «Достоинство различия (2002). В Манчестере собрались 20 ортодоксальных раввинов, единодушно осудивших книгу и обвинивших Сакса в ереси. Всполошились и израильские ультраортодоксальные лидеры, которым доложили о книге р.Сакса. Они посчитали, что книга окажет дурное влияние на английских харедим — все же те знают язык своей страны, да и своего единственного главного раввина. Стражи истинной веры обрушились в своей критике на экуменические посылы автора; как отметил покойный глава поколения р. Эльяшив в письме к раввину Гейтсхеда, книжка «содержит ересь и положения, противные вере в святую Тору, и дома такую книжку держать запрещено». Саксу пришлось подправить некоторые предложения во втором издании книги, хотя изымать первое издание из магазинов он отказался. А еще р.Сакс периодически провозглашал, что если положения Торы не соответствуют научным фактам (например, о возрасте Земли в 6000 лет), то их нельзя прочитывать буквально.

Достоинство различия.jpg

Так, в начале XXI века, просвещенному р.Саксу пришлось держать оборону от обвинений в религиозной «ереси». Он такой, очевидно, не первый и не последний. Были Мордехай Каплан, р.Натан Каменецкий, р.Натан Сливкин, и еще будут другие, скорее всего. Но здесь нельзя не вспомнить еще одного потерпевшего, который имеет примечательное отношение к р.Саксу.

Один из самых выдающихся еврейских мыслителей XX в., крупнейший ученый в области Талмуда и иудаики в целом, британский раввин Луис Джейкобс (1920-2006) в 1957 г. написал книгу «У нас есть разум, чтобы верить», переизданную в 1963 г. В ней р. Джейкобс смело предположил, что «соблюдающему еврею ничего не мешает принять принцип 'текстуальной критики'». Мало того, он осторожно добавил, что не исключает возможности синтеза между старым и новым знанием, — хотя и со справедливой оговоркой, что «говорить о примирении теории Маймонида и ‘документарной гипотезы’ бессмысленно, потому что это противоречащие друг другу теории». Саму документарную гипотезу о Торе он предпочел классической гипотезе о том, что Тора была в готовом виде целиком дана Моше на Синае.

В итоге в 1964 г. разгорелся нешуточный скандал, получивший название «дела Джейкобса», не только расколовший британский еврейский религиозный истеблишмент, но и ставший самым обсуждаемым событием в тогдашней Британии. Союз ортодоксальных еврейских конгрегаций полвека назад объявил книгу ересью. Джейкобсу было отказано в занятии должности главного раввина Великобритании. На 83-й день рождения, накануне помолвки внучки, выдающемуся раввину даже не позволили выйти к чтению Торы — ему, который по опросам 2 тыс. читателей главной британской еврейской газеты «Джуиш кроникл» был назван «самым великим британским евреем» за всю 350-летнюю историю общины. Джейкобсу не позволили вернуться на должность раввина в прежней синагоге, в результате чего он основал новую, со временем ставшую центральной британской синагогой в Сент-Джонс-Вуд. Значительная часть паствы последовала за ним.

Так вот, Луис Джейкобс как раз был лидером и вдохновителем британского «консервативного иудаизма», на который обрушился в 1995 г. р.Сакс — будущий главный раввин Великобритании.

Свою книжку «Достоинство различия» р. Сакс написал сорок лет спустя после «дела Джейкобса», попав в тот же религиозный переплет. Как говорится, «аз воздам». Но судя по всем его выступлениям и книгам, р. Сакс с годами стал намного терпимее и мудрее.

И да будет земля ему пухом.  

Похожие статьи